english русская версия Домашняя страница Карта сайта Написать письмо English version Русская версия Главная страница Карта сайта Написать письмо

 

Крестныe ходы со Спасителем Елеазаровским

 

 

Традиция проведения крестных ходов с иконой Спаса во Пскове и освящения реки Великой сохранялась на протяжении веков.

 

Как это происходило, описывается в Псковских губернских ведомостях 1838 года, которые обнаружила первая игумения матушка Елисавета (Беляева), работая в Псковском областном архиве.

 

Прибавление к Псковским губернским ведомостям за 1838, №18

 

 

Апреля 22, в пятницу, из Спаса-Елеазаровского монастыря принесена во Псков чудотворная икона Спасителя в Варлаамскую церковь, откуда на следующий день в кафедральный собор с крестным ходом.


В воскресение после Литургии икона перенесена в церковь на Елеазарово подворье, и в среду, день преполовения, после водоосвящения Великой реки был крестный ход кругом города со всеми принесенными иконами и соборными – Богородицы Чирской и Гавриила Псковского при многочисленном стечении народа.


Мая 1 икона Спасителя была перенесена обратно с подворья в Варлаамскую церковь, а на другой  день в Спасо-Елеазаровский монастырь.


Сия чудотворная икона принадлежала прежде мужскому Великопустынскому Преображенскому монастырю, построенному около 1588 года в 60 верстах от Пскова митрополитом Новгородским Александром.

 

В 1766 году  монастырь упразднен и все имущества причислены к Елеазаровскому монастырю, а церковь осталась приходской Великопустынского погоста.

 

 

Некоторые полагают, что крестный ход  с чудотворной иконой в город Псков установлен в воспоминание Баториева нашествия на монастырь, но монастырь Великопустынский был построен 8 лет спустя после осады Пскова, следовательно принесение икон с крестным ходом кругом города должно относить к другому какому-нибудь несчастному событию, вероятнее всего в 1592 году, кода во Пскове и его окрестностях была моровая, язва, истребившая почти всех жителей, так что город после того населен был мещанами из других дальних городов; иди в 1601, во время ужасного голода, свирепствовавшего от весенних больших морозов и продолжавшегося три года кряду, от которого умерло много жителей города и по селам. В то же время установлен общий крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» в седьмую неделю по Пасхе, епископ Геннадий утвердил устав этого хождения полным расписанием церковных служб.

 


До сих пор еще народ говорит, когда икона Спасителя приходит во Псков, то рожь так мала, что воробей не спрячется, а когда идет обратно, то курица может укрыться. Это может несколько пояснить причину установления крестного хода. 

 

Второй крестный ход со Спасом Елеазаровским, как стала именоваться икона, был установлен решением Священного Синода в 1811 году  по водам на Псковском озере в день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня по ст.ст/12 июля по н.ст. Этот крестный ход, собиравший массы людей , продолжался до конца 50-х годов XX века и был прерван во время антирелигиозных кампаний, организованных Н. С. Хрущевым.


Описание крестного хода с чудотворной иконой Спасителя мы находим также в Псковских губернских ведомостях за 1857 год.


Крестный ход начинался утром  в Спасо-Елеазаровском монастыре, затем по реке Толбе на лодиях шел по Псковскому озеру на остров Талабск в храм Николая Чудотворца, а на следующий день отправлялся также по водам на остров Верхний, где находился древний пещерный монастырь апостола Андрея Первозванного.

 

Полтора века участники крестного хода и  жители рыбачьего острова Талабск/Залит дорогу, по которой проносили святыню  в день апостолов Петра и Павла, называли  и продолжают называть и сегодня «Дорогой Спасителя».

 

И, кто бы не проходил сегодня на острове мимо этой дороги, идущей от Псковского озера к храму Николая Чудотворца, перекрестятся; а если несут гроб с покойником на кладбище, то обязательно трижды  его поднимут над дорожкой, чтобы Спаситель принял упокоившегося.

 

С особым почтением   к этому  крестному ходу со Спасителем Елеазаровским относился отец Николай Гурьянов, который продолжал, не смотря на запрещение, ходить крестным ходом по острову со списком  святыни.

 

 

 

Сегодня икона Спаса Вседержителя - самая древняя икона Псковщины!

 

Официальный сайт Спасо-Елеазаровского женского монастыря

создан по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского
fond-orientir.ru разработка сайта - misha studio