english русская версия Домашняя страница Карта сайта Написать письмо English version Русская версия Главная страница Карта сайта Написать письмо

 

Цареградская икона Божией Матери

 

 

История Цареградской Иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. По исследованиям игуменьи Елисаветы за четыре столетия до разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051или 1071 года, как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию. в Спасо-Елеазаровский монастырь.  Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.

 

Святая икона была встречена братией и возможно Евфрасином на дороге около монастыря, на месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.



Вместе с Цареградской иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле.

 

Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, ученик прп. Евфросина старец Спасо-Елеазаровской обители игумен Филофей объявил всему миру: "Москва - Третий Рим", - и добавил: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".


Святая Цареградская икона Божией Матери со времени своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией.

 

Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера.  Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его Игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель.  К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна.  Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.

 

Цареградская икона Б.М. написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склееных и плотно приложенных одна к другой.Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину - девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней Б.М. поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не стоько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой - Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу, как бы готовая стать в помощь погибающим , если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику. По одеждам Богоматери и Предвечного Младенца пробликнуто золотом.


 

Чудесные знамения от Цареградской иконы Божией Матери

 

 

Спас-Елеазаровский - Покровитель псковского края

 

 

Чудотворная икона «Спас Елеазаровский» – шедевр древнерусского искусства, явление мирового значения.

 

Эта удивительная икона Спаса Вседержителя, написанная  в серединн XIV века – один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи вообще и единственный в Псковском крае.

 

Сей дивный образ  был явлен в пустынном месте, в деревушке Слобода в Порховском районе в 1352 году. На месте обретения этой иконы был возведен Высокопустынский мужской монастырь. Икона  Спасителя до 1766 года пребывала в Спасской церкви монастыря. Икона издревле почиталась как  чудотворная. Не один раз она спасала псковичней в годину страшных испытаний. Так еще в XIV веке икона спасла город от моровой язвы, когда с ней обошли город с крестным ходом. В память об этом чуде был установлен крестный ход, который проводился в день Преполовения Пятидесятницы многие столетия и был прерван только в годы богоборчества.


Из-за начавшихся церковных  реформ в XVIII веке Высокопустынский монастырь был закрыт в 1766 году, а чудотворная икона Спасителя была перенесена  в Елеазаровский монастырь, который стал называться от имени чудотворного образа Спасо-Елеазаровским.

 

Икону «Спас Елеааровский», которой веками поклонялись люди, спасали  в годы лихолетия 20-30-х годов, Гражданской и Отечественной войн  десятки людей (музейные сотрудники, историки, искусствоведы, реставраторы), некоторым  за это пришлось заплатить жизнью.

 
Спас Елеазаровский и реставратор Александр Иванович Анисимов


Анисимов  А.И. (1877-1937)– выдающийся  реставратор и искусствовед, знаток и исследователь древнерусского искусства, много сделал для сохранения великих святынь, таких как иконы Божией Матери Владимирская, Боголюбская, Толгская и др. в течение нескольких лет руководил работами по спасению  православных святынь на Псковщине. Особое внимание реставратора привлекла икона Спаса Елеазаровского. Выдающийся реставратор определил икону  как интереснейший памятник эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV века. С сентября 1927 года началась реставрация святыни в Москве в Реставрационных мастерских, которая завершилась только летом 1930 году. Икона и ее великолепный оклад, изготовленный в XVI  веке, вернулись в Псков,  а  их спаситель был арестован осенью 1930, получил срок 10 лет лагерей и 2 сентября 1937 года расстрелян.


И вот в  великий праздник Преображения Господня, 19 августа 2010 года, эта чудотворная икона возвратилась в Спасо-Елеазаровский монастырь  и заняла свое место в Трехсвятительском соборе обители. Это произошло во время Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Псковскую епархию. Его Святейшество лично передал святыню древней обители и выразил глубочайшую признательность всем, кто потрудился, чтобы свершилось это исполненное глубочайшего смысла событие.

 

  В своем  слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси  Кирилл при передаче чудотворного образа Спаса-Елеазаровского в Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь назвал это возвращение-принесение чудотворной иконы Спасителя в ту обитель, в которой она многие сотни лет находилась святыни  замечательным историческим событием.

 

Передавая великую святыню Русской Православной Церкви заместитель Председателя Правительства Российской Федерации  А.Д. Жуков также отметил исключительную важность возвращения святыни в монастырь, где она пребывала несколько веков и то, что  сейчас она доступна для поклонения всем желающим.

 

 

В настоящее время, икона сохраняется в условиях особого температурно-влажностного режима, под сигнализацией. Для ее сохранности и безопасности хранения сделан специальный киот, который предусмотрен для святынь такого уровня.

 

 

Смотреть материал о передаче чудотворного Образа Спасо-Елеазаровскому монастырю

 

 

 

Официальный сайт Спасо-Елеазаровского женского монастыря

создан по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского
fond-orientir.ru разработка сайта - misha studio