Мастер-класс Изготовление ложки из рога.

Изготовление галстука-боло из рога лося

Привет всем. Есть люди которым, думаю, будет интересен процесс созидания. Начнем с изготовления галстука Боло.
Сначала выберем материал, в моем случае это лосиный рог.
Далее разметим (примерно) места для распиловки материала и распустим его на ленточке, лобзике, ножовкой, болгаркой. Кто чем :)

Вторым этапом выберем и подготовим материал для нашей инкрустации. Ну, я решил, что галстук будет с инкрустацией. Вот, на глаза мне попался кусочек лейсвуда, его и взял. Но так как он был толстоват, то распустил его на ленте. После чего отшлифовал 150 наждачкой. Этого пока достаточно.

А далее взялся за рог. Сточил лицевую сторону. Пока точил подумал, что толстовато для галстука, жаль так много снимать для нужной (эстетичной) толщины и решил его тоже вдоль распустить. Опять же. распущенный надвое рог, это уже не один галстук, а два О_о
На том и порешил, что идея мне нравится.

После того как обточил грубую форму рога (нажд 40), сделал на нем грубый набросок формы и будущей инкрустации, промерял примерный размеры наброска инкрустации и нарисовал на лейсвуде линии по которым выточим уже саму инкрустацию. Так как циркуль не нашел, то рисовал от руки полукруги, вышло хорошо! После рисования выточил форму инкрустации (нажд 150) и прошелся по рогу тоже мелкой наждачкой (нажд 150), чтоб убрать каракули свои.

Далее.. Разметил на роге, по направлению волокон, пределы в которых должна лежать инкрустация, приложил выточенную из лейсвуд инкрустацию и обрисовал карандашом. Взял любимую фрезу, бор машинку и выбрал углубление в роге, глубиной примерно 3-4 мм в самых верхних точках (лицевая часть галстука в сечении радиальна) и 2 мм в нижних.
Вставил лейсвуд в углубление (на сколько он вставился конечно) и надавил на него пальцами по всей площади. Вынул лейсвуд назад и осмотрел, где появились вмятины от рога — краев углубления. Ах да, надо отметить, что инкрустация из лейсвуд, если смотреть в сечении, имеет трапециевидный профиль, то есть лицевая поверхность по площади больше, чем вставляющаяся в углубление, но тут главное не переусердствовать. ))

И так, убедившись, что инкрустация хорошо усаживается в углубление, открываем клей! Углубление под инкрустацию тщательно промазываем клеем, чтобы клей был в каждом уголке, но не стОит просто заливать с верхом. Зажимаем всё это дело в тиски, проложив лицевую сторону инкрустации фанеркой. Процесс высыхание для дальнейшей обработки займет примерно 15 минут, этим временем можно воспользоваться для поиска кончиков рогов.

Выбираем кончики рогов, для будущих концевиков шнурка. Я попытался подобрать более менее похожие.
Шлиф машиной обтачиваем торцы, что бы они стали немного выпуклые.
Зажимаем в бор машину любимую фрезу2 и делаем обрамление по кромке торца. Этап грубой обработки кончиков закончен.

После грубой обработки отшлифовываем кончики со всех сторон, для этого у меня есть вот такой чудо аппарат. Здесь использовал наждачные круги с зерном 150 и 240, финишная обработка после них — 500 на скорости 3000 оборотов.
Следующим этапом бор машиной сверлим отверстия в торце кончиков, не глубоко, 4-5 мм будет достаточно, в эти отверстия мы вклеим шнур, но позже.
В моем случае, засверливался 1.5 или 2 мм сверлом, рассверливал 3мм, так как шнур у меня чуть более 3 мм диаметром. На этом обработка кончиков закончена.

Тем временем пока мы готовили кончики, наш рог и лейсвуд подсохли, беремся за них.
Стачиваем выступающие края инкрустации на шлиф машине (нажд 150), полируем на желтом чудо моторчике, рисуем полукруги вверху и внизу — размечаем торцы. Далее торцы обтачиваем и отшлифовывавшем (нажд40, 150, 240, 500). Обрабатываем дорабатываем заднюю стенку и бока таким же образом как и всё ранее и уже видим очертания будущего галстука :)

Далее рисуем будущую гравировку и собственно вырезаем её, тут всё просто. После гравировки размечаем будущие отверстия под шнур по которому галстук будет «ездить» вверх, вниз. Высверливаем отверстия тем же способом, что и в кончиках, сначала сверлом на 1.5-2 мм, но лучше 1,5, потом 3мм. Надфиль + шуруповерт и вращение против часовой стрелки = хорошо обработанные туннели для шнура. Почему именно круглый конический надфиль? Просто это удобно , так как тоннели становятся как бы развальцованными, то есть на концах они шире, чем в середине — это предохранит шнур от лишнего трения по краям.

Ну что, у нас всё готово к сборке!
Делаем не хитрое приспособление из тонкой проволоки продев её сквозь шнур, оно нам понадобится чтоб втащить шнур в тоннели. Кончик шнура надо проклеить перед протяжкой, что бы он не распустился внутри, иначе толку не будет от нашей приспособы проволочки. После протяжки шнура примеряем галстук, что бы определить какой длинны шнур оставить, хотя как показала практика, шнур можно и заранее нарезать по 70-80 см., но не суть, примерили, обрезали, обрезанный край проклеили, чтб не распускался, я это делал суперклеем. Всё готово, остается вклеить концы шнура в наши подготовленные ранее кончики рога. Последним делом, заполняем гравировку, хотя, это можно сделать и до сборки.

Ну что, наша работа закончена!
Всё что нам осталось это только любоваться плодами труда и разместить фото на сайте :)
Спасибо за внимание!
Всего доброго!

Процесс изготовления кулона с часами из лосиного рога (мастер-класс)

И так, приступим! Сразу оговорюсь, что кулон с часами выполнен по аналогии с Галстуком Боло – это более ранний мастер-класс.

Первым делом, как всегда, выбираем материал. В моем случае это корень лосиного рога, часть отростка лосиного рога и пластинка камфорного капа. Не знаю, почему камфора, но вот так мне захотелось. Распиливаем всё это дело на ленте как нам надобно, на фото видно как это сделал я.

Вторым этапом грубо обрабатываем на шлиф машине корень лосиного рога, выравнивая толщину всей шайбы. Размечаем центр и высверливаем углубление. Снимаем фаску для красоты и на этом пока что всё.

Далее подготавливаем материал для будущих концевиков шнурка. Берем выпиленную ранее пластинку лосиного рога и рисуем на нем форму нашего концевика, у меня это «капля». Рисуем на роге, по шаблону или от руки, мне проще от руки, что бы не тратить время на создание или поиск шаблона. Выпиливаем и обтачиваем одну заготовку в виде «капли» из рога, потом по ней рисуем на заготовках все остальные. «Капли» из рога надо сделать одинаковыми, ну, как можно точнее. «Капли» из камфоры можно грубо обточить, пока что точность нам в них не нужна. Далее склеиваем это в виде камфора->рог->камфора.

Пока наши «капли» сохнут, мы можем продолжить работу с самим кулоном. Решил, что мне надо сделать в нем 3 точки по кругу, просверлил 3 отверстия не глубоко (3-4мм), выточил чопик из камфоры и вклеил всё это дело. Выровняв и отшлифовав поверхность кулона, сразу высверлил отверстия под шнур, проточил пазы и сделал гравировку. Пока гравировка сохла, подшло время работы с нашими «капельками» они высохли.

Набор резцов из двух столовых вилок .

Обрабатываем концевики – «Капельки». Обтачиваем выступающие за рог края камфоры, придаем более обтекаемую форму и заполировываем. Конечным этапом работы с каплями будет высверливание отверстий для вклеивания будущего шнура. Пока всё.

Протаскиваем шнур в наши тоннели, вклеиваем концы шнура в наши «капельки, инкрустируем часовой механизм и ГОТОВО! Теперь остается только наслаждаться плодами своего труда и разместить работу у себя в магазине. Всем Спасибо!

Изделия из кости и рога – Рога и копыта как материал для чудных этнических украшений

Технология изготовления изделий из кости и рога

Подготовка материала:
Кости и рога разных животных предварительно обязательно обрабатываются. Если попадется рог с закрытым каналом, основание его спиливают и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть. Простую животную кость обязательно надо обезжирить. Для этого, удалив остатки мяса, хрящей, костного жира, кость вываривают в котле в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды (7-12 г на 1 л воды). Проваренная кость промывается теплой и холодной водой, а затем просушивается на решетках. Кость должна сушиться постепенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных или горячих струй воздуха. Оптимальные условия хранения: температура воздуха — +15-20°С, относительная влажность — 50-60%.
Затем материал подвергается предварительной обработке, в которую включается распиловка, шлифование, отбеливание, склеивание, полирование и некоторые другие виды работы.

      • Распиловка заключается в правильном раскрое сырья на отдельные части без трещин и других дефектов.
        Ее можно производить вручную лучковой пилой, предварительно зажав кость в тисках, сделав метку на месте распила трехгранным напильником. В условиях большого производства это делается на круглопильном станке (за 8 часов распиливается до 80 кг кости).
      • Шлифование необходимо для выравнивания поверхности изделия и снятия царапин шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически. Циклей выполняется выравнивание плоскости, совсем мелкие царапины снимают на шлифовальном станке пемзой, разведенной до густоты сметаны.
      • Отбеливание производится для устранения различных дефектов: желтизны, пятен и др. При изготовлении изделий из рога отбеливание считается излишним. Изделия из животной кости подвергаются отбеливанию для более полного обезжиривания. Используется 2-3%-ный водный раствор каустической соды, который вместе с изделием доводится до кипения и затем в течение 20-30 минут выдерживается при температуре +70-80°С. Можно отбеливать известью, для чего кость закладывают в емкость, пересыпая слоями извести (толщиной 5 см), выдерживают 12-36 часов. Также отбеливать можно 30%-ным раствором перекиси водорода (пергидролем), который вместе с опущенной в него костью доводится до кипения. Процесс продолжается в остывающем растворе еще 5-20 минут. После отбеливания изделия тщательно промывают теплой водой и сушат на деревянных лотках при комнатной температуре.

        Мастер-класс по изготовлению двух связанных ложек(Свадебные ложки) часть 1

      Изделия из кости и рога

      Орудия труда. Изделия из рога и кости имели широкое применение во всех сферах деятельности древнего населения. Наиболее широкое применение орудия труда из кости получили в кожевенном производстве.

      МАССАЖ ГУАША. Обучение скребковому массажу.

      Орудия из кости для обработки шкур и выделки кожи

      Это всевозможные орудия со скребковыми функциями, струги, тупики, «коньки», зубчатые орудия на лопатках крупных животных, колышки для растяжки, лощила. Более подробный функциональный анализ этих орудий приводится в разделе «Кожевенное производство в эпоху бронзы». В сабатиновской культуре среди орудий для обработки кожи в количественном отношении преобладают зубчатые орудия, изготовленные на лопатках крупных животных (быка, лошади). По острому краю окружности или ее части сочлененной поверхности вырезаны зубцы прямоугольной или трапециевидной формы. Среднее расстояние между зубцами 2-3 мм. Сами зубцы могут быть как мелкими, так и крупными. Следы сработанности расположены по наружной поверхности зубцов.

      Орудия этой группы являются обязательными находками на поселениях сабатиновской, изредка срубной культур (Сабатиновка, Кирово, Пересадовское, Анатольевка, Ушкалка, Ильичевка, Ташлык, Степовое, Широкая балка II, Безымянное и др.). В литературе такие орудия получили название «штампы для тиснения кожи».

      К их интерпретации неоднократно обращались исследователи, но их роль в кожевенном производстве остается до конца не выясненной. От всех остальных типов орудий, связанных с кожевенным производством, их отличает особая сложность и тщательность изготовления (резание ножом по кости). Как правило, их находят в помещениях, которые исследователи связывают с мастерскими по обработке кости и изготовлению из них орудий труда кожевников.

      На ряде поселений срубного и сабатиновского времени найдены зубчатые орудия другого облика. Зубцы вырезаны на поперечном срезе или продольной части широких крупных ребер: Сабатиновка, Кирово, Степовое. Их отличает более широкое расстояние между зубцами. Считается, что эти орудия использовали для сгонки шерсти при обработке шкур.

      На многих поселениях эпохи бронзы обнаружены орудия из ребер крупного рогатого скота. В качестве рабочей части использовалась естественная заостренность одной из сторон. Они относятся к орудиям многоцелевого назначения. В кожевенном производстве их могли использовать в качестве ножей, стругов для удаления мездры и шерсти с обрабатываемой шкуры.

      Для орудий типа «коньки» брали пястневые и плюсневые кости лошадей и быков. В переднем боковом выступе, как правило, имеется по два просверленных отверстия. Второй конец также имел два отверстия либо одно горизонтальное. На некоторых экземплярах задний конец был удален. Нижняя поверхность, обычно, сильно стерта. «Коньки» известны на многих поселениях, среди которых Ушкалка, Волошское, Златополь, Кирово, Новокиевка и др. Проведенное трасологическое исследование позволило заключить, что подобные орудия служили гладильниками. Следы стертости могли происходить от работы по коже или ткани.

      Для костяных тупиков использовалась узкая часть нижних челюстей крупных животных. Рабочим краем служила линия внутреннего изгиба. Как правило, он специально заострялся. Функцию ручки выполнял узкий противоположный конец. В основном тупики использовались для мездрения шкур. Существуют и иные точки зрения. Тупики найдены на многих поселениях сабатиновской и срубной культур (Кирово, Анатольевка, Широкая Балка II, Безымянное, Сабатиновка, нижний слой Ушкалки, Новоселицкий зольник, Новокиевка, Усово озеро и др.).

      Для мездрения и волососгонки предназначались и костяные струги. Чаще всего в этой функции выступали ребра крупного рогатого скота. Производилась заточка рабочей части орудий и рукоятей. Выделяются одноручные и двуручные струги. Отмечая универсальность орудий этого типа на материалах поселений срубной культуры Донской лесостепной зоны, пришли к интересному выводу, что существование в рамках кожевенного производства двух функционально близких орудий — стругов и тупиков — является свидетельством наметившейся между ними, но не ясной нам производственной дифференциации. Интересный тип двуручного струга с кремневым вкладышем выделен на материалах срубного поселения Усово озеро.

      В качестве скобелей использовались копыта лошадей, обладающие очень прочным естественным скребущим краем. Эти орудия исследователи также связывают с кожевенным производством. Такие орудия найдены на поселениях Кирово, Чикаловка, Ушкалка, Новокиевка, Усово озеро и др.

      Особую группу орудий составляют проколки с фигурными головками. Иногда их называют колышками, шильями с фигурными головками, проколками. Они известны в погребениях КМК, срубной культуры, а также на поселениях срубной и сабатиновской культур — Каменка, Рубцы, Новорозановка, Планерское (рис. 4).

      Мастер-класс Дмитрия Анатольевича Рытова – профессора СПбГИК

      Костяные иглы, проколки (1-7, 15-17), кочедык (14), пряслица (9-11), орудия для работы по глине (8,12,13, 18, 19), кинжал (20), 1,2 — Первомаевка 1/15, 6/1; 3 — Сивашевка 10/2; 4 — Пелагеевка 1/20; 5 — Хухры; 6 — Широкое 18/7; 7-10 — Новокиевка; 8, 12-14, 18 — Ушкалка; 9, 15-17 — Усово озеро; 11 — Рубцы; 19 — Бабино III; 20 — Петромихайловка 11/4

      Колышки изготовлялись из расколотых вдоль трубчатых костей, один конец которых заострялся и заполировывался. На втором, более широком прорезались зубцы. Их размеры колеблются от 4 до 10 см. О их назначении существует несколько точек зрения. Некоторые считают их деталями ткацкого станка, другие — колышками для растягивания шкур.

      Предполагается также их использование в качестве штырей для развешивания внутри жилища посуды, украшении, одежды. Последняя точка зрения представляется наиболее убедительной.

      Большую группу инструментов и приспособлений для шитья изделий из кожи, плетения из различных растительных волокон пряжи составляют шилья, проколки, иглы, кочедыки. Они же и являются самой многочисленной группой изделий из кости в погребениях и на поселениях всех культур эпохи бронзы (рис. 2-7, 14-17). Следует отметить, что количественно они преобладают в лесостепной зоне.

      Профессия — мараловод. Как добывают лекарства из рогов оленей.

      Материалом для проколок служили лучевые, а также расколотые трубчатые кости с остатками эпифизов. Концы заострены. Среди проколок с эпифизным окончанием встречаются экземпляры с вертикальным сквозным отверстием (Ушкалка, Сабатиновка, Чикаловка, Кирово и др.). Шилья функционально сближаются с проколками. Как правило, они не имеют резкого расширения к ручке. Заостренный конец заточен. Встречаются как односторонние, так и двусторонние шилья. Назначение проколок и шильев связывают с прокалыванием отверстий при сшивании кожаных изделий. Для этой цели использовались и металлические шилья. Сшивание производилось с помощью костяных игл. Кроме стандартных игл, известны иглы с торцевым захватом нити: катакомбные погребения 1/9 у пос. Тельмана Луганской обл., 18/9 у с. Широкое Херсонской обл. Проделанный анализ показал, что в погребениях и на поселениях эпохи бронзы орудия для изготовления изделий из кожи суммарно преобладают над орудиями, предназначенными для обработки шкур. Особенно хорошо это прослеживается по материалам лесостепной зоны — Магала, Собковка, Оскол, Бондариха, Ницаха, Хухры и др.

      Кроме кожевенного, костяные орудия использовались и в других производствах. Например, для нанесения врезного орнамента на поверхность дерева, керамики использовались костяные шпатели (писала, стило: рис. 9, 8, 22, 23, 28, 29). Они найдены на поселениях Бабино, Каменка, Ушкалка, Широкая Балка II, Безыменное, в погребениях: катакомбное погребение 8/1 у с. Набережное Донецкой обл.

      С прядением исследователи связывают костяные пряслица, изготовленные из эпифизов крупных животных. Они преобладают на поселениях, расположенных в лесной и лесостепной зонах: Сандраки, Андрусовка, Магала, Белогрудовский лес, Оскол, Рубцы, Новокиевка, Усово озеро (рис. 9-11).

      Следующая группа изделий из кости и рога предназначена для земледелия и обработки земли. Это костяные обоймы жатвенных ножей, серпов, лопаты, роговые мотыги (рис. ниже, 5, 10-13).

      Орудия с костяными ручками (1-4), костяные ручки (8, 9), насадка на древко лучкового сверла (6), сверло по легкому абразиву (7), орудия для обработки земли (5,11-13).

      16 — Щербина; 2 — Виноградное 15/10; 3 — Госпитальный холм, п.116; 4 — Нагоряны, уроч. Пидмет; 5 -Пальчики; 6 — Бабино III; 7 — Ушкалка; 8, 9 — Кирово; 11 Костырка I/II; 12 — Кошаны; 13- Усово озеро

      Для обойм, в которые закреплялись кремневые вкладыши, использовались челюсти крупного рогатого скота. Такие серпы известны на многих поселениях: Усово озеро, Безыменное, Собковка. Они известны на поселениях и могильниках культур шнуровой керамики (Городок, Зозив, Стрижов, Исковщина), на срубном поселении Усово озеро. Как землеройные орудия использовались тазовые кости и лопатки крупных животных. Некоторые из них имеют аркообразную выемку в центре. Рабочий край, как правило, зазубрен, со следами неоднократных подправок. Костяные лопатки известны в погребениях катакомбной культуры. В погребениях Орельско-Самарского междуречья было зафиксировано 11 таких орудий.

      Топоры-кайла, использовавшиеся для добычи руды, являлись специфическими орудиями древних металлургов. Известны на поселениях культур шнуровой керамики, срубного времени. В огромном количестве они обнаружены в шахтах Польши, Белоруссии.

      О роге и не только

      Материал – рог коровий, бычий.
      По химическому составу рог – это не что иное, как шерсть и волос.

      Свойства изделий из рога:
      экологически чистые;
      нетоксичные;
      тепло-, морозоустойчивые;
      пригодные для переработки.
      Не допускать длительного пребывания в воде!

      Немного истории
      Еще издавна была распространена художественная обработка рога крупного домашнего скота. В музеях Украины сохранились пороховницы из рога, выполненные в XVII в. В России в XVIII—XIX вв. изготавливались разнообразные вещи из рога, такие как портсигары и декоративные гребни сложных форм.
      Разнообразными аптекарскими принадлежностями, изготовленными из рога, славились Вологодская область и Подмосковье.
      Рог употреблялся для создания художественных изделий и входил в сферу художественной промышленности того времени. На многочисленных предприятиях Украины изготавливались декоративные изделия из рога. При каждом мясокомбинате был художественный цех, который изготовлял изделия из простой животной кости и рога.
      Рог является отходом сырья мясной промышленности, поэтому предприятия по его художественной обработке были широко распространены. Ассортимент выпускаемых изделий был довольно велик. Наибольшей популярностью пользовались скульптуры, изображающие животных, птиц, а иногда и людей.
      Помимо скульптур из рога создавались утилитарно-декоративные изделия – стаканы для карандашей, лотки для туалетного стола, закладки для книг, сигаретницы цилиндрической формы, гребни, ножи для резания бумаги, кольца для салфеток, портсигары, панно и многое другое.
      Некоторые предприятия того времени, работавшие с этим материалом, постепенно сформировали свое творческое лицо. Характерные для того или иного предприятия черты складывались из особенностей ассортимента вещей и определенных технических приемов. К тому же, своеобразие продукции придавалось благодаря использованию традиций местного народного искусства (к примеру, некоторые мастера опирались на традиции декоративного искусства народов Северного Кавказа). Такой подход имел выражение в ассортименте вещей. Излюбленными изделиями были канцы для вина — рог, оправленный в мельхиор или серебро. Узоры, типичные для местного искусства применялись в орнаментальных накладках из рога, а в скульптуре основное место занимали изображения животных и птиц края: горного козла, ослика, орла и других.
      Можно отметить, что используя один и тот же материал, мастера искали для своего искусства оригинальности и своеобразия.
      Подробнее о роге
      Рог крупного скота, а точнее, роговой чехол, покрывающий вырост костей черепа, имеет слоистое строение и обладает большой упругостью, может использоваться целиком или в виде разогнутых пластин. В связи с тем, что рог представляет собой отход мясной промышленности его запасы, так же как и животной кости, весьма значительны.
      Рог обрабатывали под черепаху, придавая ему за счет специальной технологии темный, коричнево-золотистый оттенок с особым узором в виде темных пятен с неопределенными очертаниями. Из рога делали очешники и табакерки, портсигары и гребни, туалетные коробочки и многое другое.
      Рог, как материал, обладает разнообразными декоративными качествами:
      прозрачность;
      богатая палитра цвета — от черного до светло-серого и множество желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков;
      тонкий естественный рисунок, образованный переходами цвета, вкраплениями в виде полосок, пятен и т. д.
      упругость;
      вязкость;
      изменение формы;
      пластичность и прочность, что позволяет обрабатывать его по-разному: ажурной и объемной резьбой.
      Природная форма рога подсказывает художнику различные решения формы изделий — в виде стаканов, чарок, сигаретниц, бокалов для вина. Чаще всего основой декоративного решения подобных вещей является удачно найденная гармоничная форма, соответствующая назначению изделия, и ярко выявленная природная красота материала. Поверхность изделий может быть скупо декорирована гравировкой, если расцветка рога однотонна, не слишком активна или украшена небольшими накладками из металла: латуни, мельхиора, серебра.
      Очень удачно сочетание рога с металлом в украшениях к костюму: брошах, шпильках, гребнях, запонках, пуговицах, пряжках. Металл может нести как декоративную, так и конструктивную функцию в соответствии с назначением вещи.
      Природная форма рога использовалась мастерами для скульптурного изображения того или иного животного или птиц, ведь естественная расцветка рога обогащает и насыщает художественный образ – богатая по переходам серо-зеленых и серо-белых тонов расцветка рога в скульптуре павлина только повышает выразительность.
      Мастера не перегружали скульптуру порезкой, которая снижала природную красоту материала, а так же перебивала направление цветовых полос. Естественная цветовая палитра повышает декоративные возможности рога, поэтому изделия из него имеют минимальное количество резьбы.
      Из рога возможно создание довольно разнообразного ассортимента изделий: коробочки разных форм, стаканчики, гребни, украшения к костюму, декоративная скульптура, игольники, брелоки, ножи для разрезания бумаги, настольные лоточки.
      Особенно эффектно и притягательно рог выглядит в украшениях. Здесь могут быть использованы даже мелкие куски рога. Из плотных концов рога выполняются объемные формы, из выпуклых срезов — рельефные, пластически богатые детали будущего украшения. Эффектно смотрятся кольца из рога, соединяющие отдельные звенья украшений в виде декоративной цепочки. Распрямление пластин рога позволяет создавать различные по декоративным решениям и формам гребни.
      Используя естественную форму рога, можно изготовлять коробочки небольших размеров для хранения ювелирных украшений (круглые или цилиндрических форм).
      В 80-ые годы изделия из рога выполнялись на основе найденных в работе с простой животной костью некоторых конструктивных принципов. Благодаря пластике рога, соединений продольных срезов, создавались декоративные вазочки. Природная форма рога использовалась для создания декоративных стаканов. Такие вещи могут декорироваться, например, накладками из рога, контрастирующими с основным цветом предмета. Обладая тонкими цветовыми сочетаниями, рог требует красивой и простой формы, способствующей выявлению природной красоты этого удивительного материала.
      В скульптуре мастер достигает выразительности художественного образа за счет природной формы и расцветки рога. Иногда к основному блоку рога добавляются (приклеиваются) дополнительные детали: хохолок на голове птицы или лапки.
      Возможно создание наборной скульптуры, где части фигуры животного «набираются» (склеиваются) из разных кусочков распрямленного рога. Именно так, к примеру, может быть собран птичий хвост или чешуйчатое тело рыбы. Максимальное значение в таких случаях имеет сам подбор кусочков рога, ведь их цветовое сочетание будет влиять на облик скульптуры.
      Иногда поверхность рога инкрустировалась кусочками жемчуга, что обогащало вид изделия. Создавались так же декоративные настенные панно, в них рог сочетался с деревом: изображения, выполненные из рога, накладывались на деревянную основу.

      Как делают невероятные изделия из коровьих рогов / Я

      Здесь, в Анцирабе, в одном из домов с утра до вечера слышен шум мотора от стиральной машины и ощущается сильных запах горелых волос. Это работают с костями…

      Как сделать? Ложка из дерева своими руками

      … а если быть более точными, в основном, с рогами местных варианций коров — зебу. Их рога, как и шкура с копытами являются ценным сырьем, из которого нужно извлечь прибыль. Например, сувениры.

      Чтобы коровий рог превратился в гладкое изящное изделие, с ним придется поработать.

      В первую очередь рога варят. Нет, не для того, чтобы получить наваристый бульн и приготовить солянку. Для того, чтобы отделить от роговой оболочки бесполезную пористую сердцевину.

      Полчаса в кипятке на сильном огне и… простым ударом твердым предметом по рогу мастер выбивает из рога его пористую сердцевину.

      Честно говоря, для моих друзей увиденное стало полной неожиданностью. Оказывается, все думали, что рог сам по себе изначально полый… Ан нет!

      В общем, сердцевина отделена, костную оболочку можно пусть в работу и делать из нее что-нибудь нужное и полезное…

      Кстати, сердцевину тоже не выбрасывают. Их здесь собирают, затем сжигают и удобряют грядки на приусадебном участке. Говорят, прекрасное удобрение.

      Между тем, на сцене появляется мастер и включает станок. Ну как станок… Самодельный агрегат, собранный их двигателя от стиральной машинки, направляющего вала, на который надеваются режущие и шлифовальные круги. Первым делам, с помощью режущего круга он вырезает из рога заготовку будущего предмета.

      В тот момент, когда мы были в этой мастерской, здесь делали сувенирные ложки. Вот заготовка для нее.

      После того, как мастер вырезал заготовку, он обильно смазывает ее дегтем и помещает в жаровню с открытым огнем. Деготь не дает гости гореть и пока заготовка находится в огне, она размягчается.

      После того, как она размягчится до необходимого уровня, заготовку ложки быстро помещают под пресс, где с помощью специальной насадки ей придадут нужную выгнутую форму.

      Слоновая кость — редкий и дорогой материал, который представляет собой твердую эмаль настоящих слоновьих бивней трехметровой длины. С древних времен его используют для изготовления декоративных предметов и украшений. Бусы, серьги, браслеты, различные мелкие предметы быта, резные фигурки, посуда и шкатулки, созданные из слоновой кости, ценятся очень высоко.

      История и описание

      С материалом были знакомы еще древние цивилизации. Первые резные изделия из него были найдены в пещерах на территории многих современных европейских государств, а также в Индии и Китае. Возраст некоторых изделий насчитывает 30 тыс. лет. Предметы были изготовлены из бивней мамонтов.

      С VII в. во многих странах начала складываться традиция художественной резьбы по кости. В это время изготавливались настоящие произведения искусства. В Европе использовали также бивни моржей, рога оленей, зубы гиппопотамов, усы китов и кашалотов. Но эти материалы не ценились так высоко, как натуральные слоновьи бивни.

      Wood carving. Подарок — ложка.

      Однако массовое производство изделий из твердой эмали бивней привело к резкому сокращению популяции африканских слонов. В конце XX в. мировое сообщество приняло решение запретить торговлю ценным материалом. Лишь немногие африканские страны сохранили за собой это право, но в ограниченном варианте.

      С-ПБ. Ковка своими руками. Изготовление металлических ложек! Мастер класс по делу кузнеца.

      Качественная слоновая кость легко поддается обработке, а вот повредить или разбить ее сложно. Материал очень долговечен, не горит в огне и не портится в воде. Знаменит и нежно-кремовый цвет материала. Самым качественным материалом считаются бивни африканских слонов, имеющие ровный цвет. Бивни индийских слонов практически белые, но через какое-то время они начинают желтеть.

      Раньше из этого материала изготавливали статуэтки и различные аксессуары, такие как бусы, браслеты, пуговицы, заколки и т. п. Сегодня натуральная слоновая кость в основном используется для изготовления клавиш роялей, шахмат, расчесок. Какое-то время из этого материала делали бильярдные шары. Но и украшения из кости по-прежнему популярны, хотя купить их сложно.

      Применение и уход

      Настоящие бивни в наше время являются редким материалом. Изделия из них стоят дорого. Поэтому в массовой продаже чаще встречается лишь их имитации. Для подделок используются такие материалы, как:

      • кости животных;
      • рога и зубы;
      • пластик;
      • ядра пальмовых плодов;
      • скорлупа орехов.

      Лучшим заменителем считаются зубы гиппопотама, так как они схожи по структуре и внешнему виду с бивнями. Они лишь имеют небольшой голубой оттенок. Еще одним распространенным поделочным материалом являются клыки моржа. Бусы, браслеты и другие изделия из них получаются с желтым отливом. Японские химики разработали особую технологию изготовления этого сырья из различных компонентов, таких так скорлупа яиц или молочный жир. Так они получают схожее с оригиналом вещество.

      Подделки, конечно, стоят намного дешевле, да и вид у них отличается от настоящего материала. Зачастую они быстро приходят в негодность. Однако и натуральная слоновая кость, несмотря на природную стойкость, постепенно теряет привлекательный вид при контакте с человеческой кожей или неправильном уходе.

      Нельзя держать украшения из этого материала в темном шкафу. Он любит свет, а в темноте быстро желтеет. Но и под прямыми солнечными лучами слоновую кость лучше не хранить, так как она станет хрупкой.

      Периодически изделия нужно протирать замшевой салфеткой, смоченной в уксусе или лимонном соке. Тряпочка не должна быть слишком мокрой. Пыль стирают мягкой кисточкой и ватным тампоном. Чтобы протереть серьги или кольцо из кости, лучше воспользоваться фланелевой тканью, слегка смоченной в воде. При этом нужно пройти все изделие, не пропуская застежки, звенья и другие труднодоступные места.

      Стойкие пятна выводят виниловым ластиком белого цвета, который можно приобрести в хозяйственном магазине. Хлопья ластика легко удалить с помощью мягкой кисточки.

      При обработке ювелирных украшений лучше надеть на руки перчатки, так как натуральный материал портится от контакта с потом и кожным жиром.

      Чтобы бусы, серьги или кольцо из слоновой кости блестели, можно аккуратно потереть их небольшим количеством вазелина. Нашатырный спирт, смешанный с перекисью водорода, используют для удаления желтизны с клавиш рояля. Такие мелкие изделия, как шахматные фигурки, статуэтки или заколки, можно на 10 минут опустить в хлорный раствор. После водных процедур все предметы необходимо насухо вытереть мягкой тряпочкой.

      Лечебные и магические свойства

      Изделия из бивней с древности считались магическими амулетами, которые использовались для привлечения удачи. Мужчинам рекомендуется носить украшения из кости в виде клыка или когтя животного или птицы. Женщины могут выбрать любые украшения — бусы, кольца, серьги из кости.

      Немаловажное значение имеет форма оберега. Например, орел приносит удачу, слон вселяет уверенность и т. д. Любые амулеты из кости оберегают владельца от негатива. Их можно носить при себе или повесить в жилище, чтобы защитить дом от бед. Магическая сила оберегов, передающихся по наследству, увеличивается с каждым поколением. Изделия из натуральной кости подходят всем знакам зодиака. Слишком чувствительных и мнительных натур они успокоят и защитят от негативной энергии.

      Разнообразны лечебные свойства натуральной кости. В составе этого природного материала содержится большое количество фосфата кальция. Он помогает при бронхиальной астме, сердечно-сосудистых болезнях, эндокринологических недугах. Материал нужно прикладывать к больному месту. При ожогах и порезах слоновую кость прижимают к пораженному участку кожи.

      Если все время носить на себе украшения из натуральных бивней, то они защитят от ангины, скарлатины и прочих вирусных болезней. Кроме того, материал является мощнейшим биостимулятором. Он восстанавливает жизненные силы организмы, успокаивает нервы, защищает от депрессии и бессонницы. В Индии народные ценители используют бивни для омолаживания и оздоровления тела, а китайские литотерапевты считают, что предметы из них улучшают ауру.

      Мастер- класс по резной заколке из кости.

      Мк моего друга Михаила. Публикую с его согласия. (Если администрация сайта будет против , я его удалю.)

      Здравствуйте, уважаемые форумчане. 2 дня назад делал жене подарок к Новому году. Хотел сделать маленький мастер-класс, но по своей оплошности свел к нулю все старания. Досадные недоразумения иногда случаются, и как правило в самый неподходящий момент.

      Вот как это было.

      Идея была сделать заколку для волос — большую прищепку. Первым делом взял подходящий кусок отбеленной кости и на скорую руку набросал примерную композицию. Сразу же большой фрезой убрал излишний материал.

      Далее при помощи цилиндрического бора подрезал основные линии и выбрал глухой фон в углублениях. Цилиндрические бор-фрезы удобны тем, что ими можно резать как плоскости под малым углом, так и проходить углубления и пазухи, а также делать предварительную проработку штрихами. После грубой проработки очертаний основных деталей в ход идут шарики различного диаметра и конические боры со скругленным кончиком. На этом этапе прорабатывается «пластика» или «динамика» — из плоского рисунка делается объемное изображение.

      Когда черновая обдирка лицевой части закончена, нужно подрезать заднюю часть, чтобы создать более тонкие кромки, чтобы зрительно разделить детали в пространстве. Сделать это можно сферическим хирургическим бором или бочонком для грубой обработки.

      Теперь, когда задана основная «плановость», можно приступать к проработке деталей более мелкими борами.

      Сначала сглаживаем поверхности и выравниваем переходы. Удобнее всего пользоваться борами со сферическим кончиком и цилиндрической боковой поверхностью.

      После выравнивания уже можно понемногу делать проработку мелких деталей. Для этого идут в ход шарики, конусы и другие боры со сферическим кончиком. На этом этапе по ходу продвижения по рисунку боры чередуются. Неплохо сразу делать предварительную шлифовку при помощи алмазной оснастки. На данном этапе изделие выкглядит вот так:

      Когда, наконец, изделие полностью проработано бормашиной, нужно придать плавность и четкость линиям. Сделать это лучше всего при помощи штихелей (клёпиков), Более доступные участки шлифуются при помощи наждачной бумаги (я использовал зернистость Р600 — Р2400), а также пустил в расход вулканитовый (резиновый) абразивный диск. Есть также различная стоматологическая оснастка в виде бомбочек, чечевиц и стаканчиков для шлифовки и полировки. Зернистость этой оснастки различная, но намного превосходит обычные абразивные резиновые диски, поэтому поверхность получается близкая к глянцевой.

      Когда изделие отшлифовано, можно переходить к полировке. Для этого я использую более «дубовую» машинку китайского производства мощностью 135Вт. При полировке изделия нужно просматривать получающуюся поверхность и при необходимости подрезать и подшлифовывать упущенные места. При первоначальной полировке на глянцевой поверхности сразу становятся заметны мелкие неровности.

      Полировка выявляет малейшие недочеты резьбы и поэтому даже после полной полировки желательно смыть остатки пасты и пройти изделие чистым бязевым диском, чтобы увидеть недоработанные участки. Так как кость менее прихотлива к действию воды, то смыть пасту можно при помощи зубной щетки и мыла в горячей воде. После этого изделие достаточно просушить в течение часа при комнатной температуре.

      Вот тут-то меня и постигла неудача. В мыльной воде практически готовое изделие выскользнуло из рук и «очень удачно» упао в раковину с высоты около 20см. В результате раскололось на 2 части. Работа была испорчена. Склеил, конечно, но продолжать полировку и финишную отделку смысла более не было. Клеевой шов виден.

      Но как бы то ни было, вот почти законченный результат

      И после небольшого фотошопа:

      Спасибо за внимание, рад буду услышать комментарии, критику и полезные советы.

      Художественная обработка кости. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

      Стоит подворотенка — дорог рыбий зуб
      Мудрёны вырезы вырезано.
      А и только в вырезу — мурашу пройти.

      — Народная загадка

      Зарождение ремесла

      Археологические находки дают возможность утверждать, что человек начал обрабатывать и использовать кости животных в хозяйственно-бытовых, а затем и в декоративных целях, ещё в глубокой древности.

      Как вырезать деревянную ложку

      Веер, авт. Д.В. Шарыпин, 1895 г. Резная кость. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

      Некоторые находки на территории современной России, датируются VI веком до н.э. Конечно, технологии тогда ещё были не развиты и изделия далеки от той тончайшей кружевной резьбы, которая так восхищает нас сейчас.

      В те древние времена кость во многом заменяла людям нехватку железа, из неё изготавливались многие орудия труда, например иглы и шила.

      Гребень. Резная кость. XIXв Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

      Постепенно, железо прочно вошло в обиход, но это не заменило, а скорее даже укрепило и разнообразило косторезное ремесло. С появлением металлических орудий труда появилось больше возможностей обрабатывать кость, изделия стали более разнообразны.

      Изделия

      Художественно обработанная кость применяется как декоративная отделка, также из неё изготавливают предметы целиком. Искусство резьбы по кости приравнивается к ювелирному.

      • шкатулки
      • чаши
      • вазы
      • ювелирные украшения
      • декоративные украшения
      • составляющие элементы предметов бытового назначения

      и многое другое.

      Резная кость обладает большим количеством достоинств. Она прочна, долговечна, устойчива к воздействию окружающей среды. Одно из самых главных достоинств, это то, что обработанная кость очень красива.

      мастер-класс изготовления резной деревянной ложки

      Настольное бюро-ларец. Дерево, кость, фольга. Русский музей. Резная кость. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

      Приятный бежеватый оттенок смотрится всегда нарядно и светло. Изделия светятся изнутри, особенно это проявляется в ажурных резных изделиях.

      Настольные приборы, шкатулки, рукояти ножей, декор на оружии — кость излюбленный материал, когда речь идёт о дорогих высокохудожественных изделиях.

      О материале

      «Резная кость» — понятие общее. На самом деле, мастера используют в работе разные виды кости, включая рога, а так же бивни слона, мамонта, клыки моржа. Используют и кости крупного рогатого скота — цевки.

      Колросинг на деревянной ложке. Как легко украсить ложку.

      Кости различаются цветовыми оттенками, блеском, текстурой. Мамонтовая кость имеет теплый желтоватый тон и текстуру в виде миниатюрной сеточки. Моржовая кость светлее и холоднее по цвету, в отличие от бивня мамонта, имеет ячеистую внутреннюю часть, что несколько сужает возможность создания художественных изделий.

      М.И. Перепёлкин, Д.В.Шарыпин, игрушки, 1985 г. Резная кость. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

      Перед началом резьбы, кость подвергают обезжириванию, а затем, применяя резцы, вырезают различные изделия. Рога обезжиривать не нужно.

      Резьба по кости в наше время

      Косторезный промысел продолжает развиваться. Это связано с неугасающим спросом на такие изделия. Резная кость очень красива и декоративна, но достаточно дорога.

      Корабль. Современная резьба по кости. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

      Продолжают работать предприятия на Русском Севере и в Нижегородской области. Не так давно восстановили промысел в Хотьково.

      Изделия из коровьих рогов “Из чего это сделано “

      Изделия мастеров-косторезов прошлого и современных, хранятся в крупных музеях нашей страны, известны за границей.

Мастер-класс Изготовление ложки из рога.