Мастер-класс Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.

Берём слиток серебра

Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.

Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.

Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало. Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.

И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.

Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.

Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.

Мастер-класс «Как вырезать икону на дереве»

Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.

Как сделать прорись для иконы из образца | Иконописная школа TEOFOS

Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.

Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.

Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск

Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные

Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.

На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.

И вот конечный результат первого самого простого этапа.

Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело

Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.

Изготовление оклада для иконы. Часть 2

Продолжаю рассказ по изготовлению более сложной части оклада. Фоток будет много, так как всё-таки 2,5 месяца работы. Конечно, максимально всё сокращённо.

Теперь рисую черновой эскиз будущей работы в CorelDRAW.

Приступаю к изготовлению венца. Т.к. венец диаметром 28 см, а у меня такого проката нет, делаю его из трёх делалей. Сделал прокат толщиной 0,8 мм, серебро 960 пробы, обрезал грубо с большим запасом по абрису головы Богородицы

Начинаю паять Пср80 бесцинковым. Т.е. по сути серебро серебром, только ниже пробой. 80-й припой практически не течёт, такой кашицей его размазываю на пределе плавления основного металла. Это сродни сварке

И так происходит за несколько раз с обеих сторон шва, периодически подчеканивая, что-то снимая бором, подшлифовываю.

Вышивка оклада к иконе. Часть 2. Контур и нимбы.

И вот наконец-то швы готовы и заготовка для венца

Теперь с обратной стороны венца прочеканиваю место перелома с опушкой, где и будет находится царга

Теперь сглаживаю получившийся валик рядом с углублением

Затем руками сгибаю венец, чтобы он получился объёмным, приподнятым

Переворачиваю, паяю царгу и подгоняю абрис

Сборка большой иконы.Часть lll Работа Фрезой

Затем с лицевой стороны грибком прохожу по основному полю венца, чтобы он стал немного вогнутым. Это делается для того, чтобы после эмалирования эмаль сама чуть выпрямит эту вогнутость, т.к. она тянет металл

Изготовление нимба на икону Казанской Божией Матери.

Теперь переворачиваю и паяю окантовочные верёвки.

Теперь формирую корону окантовочными верёвками и опиливаю её

Всё то же самое проделал и с остальными элементами, в том числе с маленьким венцом. Пошёл самый нудный процесс набора скани по орнаменту, его пайка.

Теперь чуть убираю припой, где плохо растёкся и будет мешать эмали. Самое главное, чтобы было пропаяно качественно. Затем канфарю фон

Выпиливаю окончательно опушку. Делаю подготовку поверхности для эмалирования в виде нескольких отжигов и отбелов до тех пор, пока поверхность металла не станет белоснежной, и откладываю в сторону. Приступаю к изготовлению надписей в технике выемчатой эмали.

8. Финал сборки бисерного оклада для иконы.

Выпиливаю надписи, оставляя тонкие перемычки, чтобы некоторые элементы не вывалились

После выпиловки припаиваю на основу, чтобы получилось дно. После пайки опиливаю по наружному контуру, снимаю перемычки

Приступаем к эмалирования всего остального. Для всей работы я использовал 4 дулёвских эмали

Все небольшие детали я обжигал в небольшой муфельной печи

Наступила очередь большого венца

А вот очень важный момент! На этой термостойкой плите я заранее обвёл абрис венца и когда венец вынимаю из печи, снимаю с сетки, быстро примеряю на этот нарисованный абрис и двумя пинцетами, пока венец горячий, чуть его сжимаю, подгоняя точно по абрису, т. к. эмаль после расплавления искажает форму венца

Теперь отдаю всё это своей родной сестрёнке, т.к. она художник по эмали с 24-летним стажем и сделает это граздо лучше меня

Всё, роспись готова, оксидирую вот этим

Затем аккуратно с большим количеством мыла латунной кордщёткой обрабатываю оксидированный фон, чтобы убрать цвета побежалости. Если после этой процедуры что-то не понравилось, повторяю процесс уже палочкой из стекловолокна

Всё закончил. Вот уголочки отдельно

Теперь всё монтирую и вуаля!

К сожалению, фото иконы в целом так у меня и не получилась качественно. Зато другие фото в точности всё передают, что есть на самом деле.

Несложные вопросы можете задавать в комментариях, сложные в личку

мастер класс оклада к иконе из газет и журналов

Изменить отображение работы

а).Здравствуйте мои дорогие! Вот и я ! В этой работе используется техника плетения-макраме.

в).Для работы понадобятся: полоски из тонкой журнальной бумаги шир 6,5см.

д).клей, колер и акриловый лак

1. Здесь лак, которым я пользуюсь.
Атрибут, который подлежит оплетать- будь то икона, картина, зеркало и т.д. Для весомого предмета нужен дополнительный каркас из проволоки.
Рамка состоит из двух цепочек плетенных квадратными узлами (внешней и внутренней), цепочки «змейки», размещенной между цепочками из квадратных узлов и витой цепочки.
Высота иконы -22см. длинна-18см.

2. Первую цепочку плетем размером больше иконы, примерно на 2см. от каждого края. Отступаем от самого начала 2,5см.
Укладываем на подушке две тонкие трубочки: горизонтальную складываем пополам- это основа, а вертикальную укладываем меж горизонтальной-это рабочая.

3. К ним рядом подкладываем тонкую спицу и на протяжении всего плетения работаем со спицами для удобного плетения.

4. Кто знаком с техникой макраме, то плетем цепочку из квадратных узлов. Кто не знаком, показываю- это первое действие.

6. Это второе действие. Как и в первом, затягиваем- получился квадратный узел, продолжаем (из двух действий) плести цепочку из квадратных узлов.

7. На цепочке при образовании квадратного узла, должны получиться с обеих сторон замочки.

8. Надо следить при плетении цепочки, чтобы основы трубочек не захлестывались друг за дружку, а лежали параллельно между собой. От этого зависит ровность цепочки.

9. С учетом отступления начала основы, сплетена высота цепочки 26см.

10. Снимаем цепочку с подушки, наращиваем трубочки-основы, поворачиваем работу, загибаем трубочки- основы, укладываем дополнительную спицу и проплетаем на углу рабочими трубочками два действия-квадратный узел.

12.Продолжаем плести цепочку из квадратных узлов по горизонтали 22см. (длина) Трубочки постоянно наращиваем.

14.Поворачиваем работу, загибаем трубочки-основы, подкладываем дополнительную спицу и как и в первый раз, плетем на углу квадратный узел.

Icon case. Киот под икону

16. Продолжаем плести цепочку по вертикали- в высоту 26см.

Доска для иконы. Часть 1.

17. Опять поворачиваем работу, загибаем трубочки-основы, на углу плетем квадратный узел и продолжаем плести горизонтальную цепочку длинной 22 см.

18. Дойдя до конца, отрезать один конец трубочки- основы.

19. Другой отрезать по размеру, оставленного в начале, отростка основы.

20. Склеить их друг с дружкой.

21. На углу плетем квадратный узел, как и в предыдущих.

22. До плетем цепочку, обязательно до конца создавая целый квадратный узел. Слева замочек не образовался.

23. Сделаем имитацию замочка. Подсунем левую рабочею трубочку вот так.

24. Затянуть и подклеить с обеих сторон, где располагались рабочие трубочки. Высохнет, концы отрезать.

26. И вот, что у нас, пока, получилось.

27. Плетем точно так же внутреннею цепочку из квадратных узлов, чуть меньше первой. И так, у нас получились две рамки из квадратных узлов: большая и маленькая.

28. Вставить по 4 маленьких трубочки в каждый угол внешней цепочки ее замочков.

Мастер-класс Изготовление оклада для иконы. Часть 1