Мастер-класс Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику

Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику

Вы перетемнили или излишне пересушили вашу акварель. Не расстраивайтесь! Всё можно исправить! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс о том, как из неудачной акварельной работы можно сделать красивую, с интересным решением графику. Пользуясь данным способом, я не раз спасала свои акварельные работы, особенно когда только начинала учиться акварельной технике.

Итак, приступим. Я сразу решила писать акварель в технике по-сухому.

Для рисования я использовала следующие материалы:

Я подобрала интересный рисунок японских рыбок кои для данного мастер-класса. Нарисовала их простым карандашом.

Сразу решила закрыть маской или резервом все цветы на работе.

А пока маска подсыхала, я нашла наиболее удачное цветовое решение. Намешала акварельных смесей достаточное для работы количество. Первая смесь — это бирюзовая + сепия. Вторая смесь карминовая + охра светлая.

С помощью заливки прокрыла фон первой смесь. Кисть белка круглая 12.

Нарисовала пятнышки на рыбках второй смесью.

Смело взялась за прорисовывание воды, стараясь максимально отобразить её материальность.

Чистой водичкой вымыла тельца рыбок (плоским колонком 3) и взялась за их прорисовку тонкой белкой.

После того, как работа просохла вся, я ластиком сняла маску для того, чтобы прорисовать цветы.

РИСУЕМ ПИОН. Бесплатный мастер-класс по созданию акварельного эскиза. Анна Цветкова, Марина Чугунова

Честно признаюсь, цветы уже наметила и вдруг остановилась. Почему? Потому что полученный результат меня категорично не устроил. Работа получилась тёмная и неинтересная. Я подумала, что разорвать можно всегда успеть. А вот постараться исправить ошибки будет очень интересно! Как говорил мой учитель: «Мыть и только мыть!»

Что я и сделала. Взяла работу и отправилась в ванную комнату. Под струёй воды аккуратненько с губочкой смыла всё, что было нарисовано. А воду теперь, как и всегда, всем советую, писать в технике по-сырому! Так вода получается естественней, живей.

В технике по-сырому очень важно держать бумагу в определённой влажности. Следить, чтобы лужи воды отсутствовали. Для этого бумага лежит на сырой тряпочке (фильтре) или марле. Лишнюю воду впитывает и не даёт высохнуть бумаге.

Бесплатный мастер-класс по графике «Петербургский пейзаж» | Рисуем Петропавловскую крепость

Беру снова акварель. А также приготовленные ранее смеси. И широкой, плоской синтетической кистью я начала крутить круги на воде.

Теперь подсушила работу, но не полностью. Взялась прописывать рыбок. Нанесла красные пятнышки и смесью ультрамарина + умбра подчеркнула их контур. Также обозначила теневые у кругов на воде.

Гуашевыми белилами осветлила тела рыбок. Проработала мелкие детали.

Смесью ультрамарин + умбра тонкой кистью нанесла контуры и мелкие детали на рыбках. Нарисовала цветы.

И вот последние штрихи в этой работе. Я взяла белила и по-сухому обозначила ещё раз круги на воде. Этот эффект фактурности придал особый вид работе. Кое-где белилами прорисовала цветы. Личная подпись.

Я макетным ножом обрезала работу в лучший формат. И вот итог. Прошу любить и жаловать!

Осваиваем акварельную технику, трюки и советы

Сегодня я бы хотела рассказать вам о различных, скажем так, акварельных техниках и эффектах, которые вы можете использовать при рисовании акварелью. Давайте начнём!

Для начала немного о материалах, нам понадобятся:

  • Акварельные краски (у меня профессиональные, но подойдут и ученические);
  • кисти (самые разные: круглые, плоские, большие, маленькие, мягкие беличьи или упругие синтетические, каллиграфические и даже веерные, берите все, что у вас есть — и экспериментируйте);
  • лист акварельной бумаги;
  • гуашевые белила;
  • целлофановый пакет.
  • соль (поваренная, морская, любая);
  • водичка.

Итак! Один из самых важных навыков, которым вы должны научиться при работе с акварелью — умение делать заливки. На первый взгляд кажется, что нет ничего проще, но есть несколько нюансов, которые необходимо учесть, если вы хотите, чтобы ваши заливки были ровными и выглядели свежо.
Во-первых, вам нужно намешать достаточное количество краски и воды, сделать большую лужицу на палитре, чтобы не приходилось долго набирать нужную смесь, если она закончится. Заливки вообще требуют всего вашего внимания и лучше делать их, когда ничего вас не отвлекает :)

Акварельный мастер-класс «Блики на воде»

Для заливок больше всего подходят мягкие кисти, способные забирать и отдавать много воды, например, кисти из белки — наверно, самые классические для работы с акварелью. Набираем на кисть побольше краски и начинаем делать заливку: постепенно заполняем пространство цветом равномерно, движениями руки слева направо и наоборот. Когда мы делаем заливки, важно наклонить планшет с листом (или альбом) под небольшим углом, так, чтобы краска не оставалась «полосами», а стекала вниз, распределяясь по поверхности. Также очень важное правило — внизу вашей заливки всегда должна висеть капля, так, как вы видите на фото ниже — пока краска висит на краю заливки, её можно продолжать, но как только она засохнет — равномерности больше не получится!

Продолжаем заливку, если вы видите неровность в распределении краски, вы можете (пока заливка ещё сырая) немного помочь ей разнестись по поверхности все теми же движениями кисти слева направо и наоборот. Если вы вернётесь к сухому месту, это будет уже второй слой краски и вся свежесть и лёгкость заливки потеряется, так что важно не упустить момент, а если уже поздно, лучше не возвращаться, а двигаться дальше :)
Когда ваша заливка подходит к концу, вам нужно убрать излишки краски и воды, ведь капля все ещё висит, а если вы дадите ей засохнуть так, она создаст водяное пятно на красочном слое, а нам это не нужно. Мы промакиваем кисть при помощи тряпочки или салфетки, убирая лишнюю влагу.

Рисуем и болтаем ( в реальном времени) часть 1.

И отжатой кистью, в которой нет воды, аккуратно собираем краску с тех мест, где висит капля.

Мы сделали ровную красивую заливку, это один из основных приёмов в акварели, который используется в работе очень широко: заливку можно делать фигурной, обходя кистью места, которые должны оставаться белыми; градиентной от насыщенного цвета до почти белого листа; разноцветной и так далее. Но, как вы уже заметили, существуют правила, которые необходимо соблюдать, чтобы получить нужный эффект.
Следующая техника называется акварель по-сырому. Работать в такой технике очень весело и интересно, но также и сложно, так что этому умению тоже нужно научиться!
Для начала нужно смочить пространство листа водой так, чтобы бумага была достаточно сырая, но без луж, следите за краями листа и мочите их сильнее, ведь они скорее высыхают. Краску лучше тоже подготовить, потому что работать придётся быстро, пока поверхность ещё мокрая.

Берём также мягкую кисть, набираем нужный нам цвет и начинаем рисовать: ставим пятна краски на сырой лист, они очень необычно и плавно растекаются, образуя интересные узоры. Попробуйте ставить точки, линии, нажать на кисть посильнее, нарисовать что-нибудь определённое — и посмотрите, что будет, как поведёт себя краска.

Попробуйте взять побольше яркого цвета, добавьте его на лист, понаблюдайте, как разные цвета по-своему двигаются по бумаге и смешиваются. Если вы будете знать, как работают и взаимодействуют с водой ваши краски, вы сможете применять это умение в своей работе.

Лист можно наклонять в разные стороны: наклонить вниз, и краска потечёт туда, получится интересная динамика.

Наклоните в сторону, и будет создаваться другое настроение.

Такой приём можно использовать, например, при рисовании неба — получатся отличные грозовые облака!
Техника по-сырому в общем применима в очень многих работах, если вы хотите нарисовать вдали горы, они плавно растекутся и края будут не резкими, создастся ощущение воздушной перспективы; деревья, облака и много чего ещё.
Существует также техника сухие штрихи. При помощи неё вы вряд ли будете рисовать всю работу, но иногда она просто необходима: например, когда вам нужно изобразить шероховатую фактуру, снег или просто добавить рисунку больше живости.
Итак, вам нужно намешать цвет, в котором должно быть мало воды и много краски, лучше всего для этой техники подходят синтетических кисти, так как они достаточно упругие, но для более лихих мазков хорошо подойдут кисти с характером, например, из козы.
Когда вы набрали краску на кисть, самое важное — её нужно промакнуть в салфетку или тряпочку, чтобы убрать лишнюю влагу.

Теперь попробуйте провести кистью по бумаге, лучше эффект виден если проводить не кончиком кисти, а всей плоскость ворса, как на фото.

У вас получается интересный узор, а если ваша бумага более шероховатая, будет ещё эффектнее! Главное — найти золотую середину во влажности кисти: она должна быть достаточно сухой, но отдавать краску.
Теперь я хочу показать вам несколько эффектов, которые помогут вам разнообразить ваши работы и сделать процесс рисования веселее и интереснее!
Первый из них — это водяные пятна, или, как их ещё называют, пятна-цветки. Для того чтобы их сделать, мы сначала закрасим поверхность какой-нибудь тёмной и насыщенной краской, в дальнейшем их можно делать на любом фоне, но так будет нагляднее.
Нам нужно дождаться момента, когда слой не будет уже очень мокрым, но ещё и не засохнет, и тогда получится выразительное пятно. Набираем на кисть чистой воды. Для пятен-цветков подходят кисти, отдающие воду, например, беличьи. Набрав в кисточку достаточно воды, мы опускаем ее вершинку на наш фон, подождём несколько секунд и вуаля — вода разногяет краску по сторонам, и образуется интересное светлое пятно с необычным краем!

Такой эффект можно использовать, например, чтобы изобразить блики на воде или падающий снег, если брызнуть водой на красочный слой.

Ещё один фокус с акварелью, о котором стоит узнать — это соль. Да, обычная соль :) поваренная, морская — эффект получится с любой, но немножко разный. Итак, для начала мы закрасим пространство, опять же для наглядности цвет более тёмный, и, пока заливка ещё не высохла, берём щепотку соли и посыпаем прямо на неё, можно равномерно по всей поверхности, можно каким либо узором, все зависит от вашей задумки.

Уже сейчас мы видим, что соль забирает влагу и на её месте остаются светлые пятнышки, но нужно дождаться, когда все высохнет и тогда смахнуть остатки соли, и получится интересный узор, как будто маленькие звёздочки или снежинки летают на фоне тёмного ночного неба :) с морской солью эффект получается ещё интереснее, но у меня её к сожалению нет, а вы обязательно попробуйте, и я уверена, у вас что-нибудь получится!
Дальше — в ход идут обычные целлофановые пакеты! При помощи фокуса с пакетом, можно классно изобразить волнующуюся воду или лёд.
Сделаем заливку, как и ранее; я сделала синим цветом, чтобы получилось что-то, напоминающее воду. Заливка должна быть не очень густой, но и не сильно водянистой, чтобы был заметен эффект. Теперь берём целлофановый пакет и, немножко сминая, прикладываем к красочному слою. Осталось дождаться, когда все подсохнет, и можно снимать пакет.

Вот что у нас получилось! Если вы хотите добиться другого эффекта, чтобы узор был более полосатый, например, просто попробуйте располагать пакет по-разному: где-то не сильно смять, где-то уложить в определённом направлении, и посмотрите, что у вас получится.

Теперь давайте посмотрим, на что способны наши кисти! Ведь использовать их можно не только для заливок и сухих штрихов, но ещё и для отпечатков. Делать отпечатки очень просто: вы набираете на кисть достаточно краски, и просто прикладываете к листу ребром. У нас получаются одинаковые мазки.

Можно на палитре придать ворсу определённую форму, чтобы отпечатки получались более широкими, а я ещё люблю разлохматить кисть на палитре и, когда она принимает смешную форму ёжика, рисовать ей, например, листву деревьев, кусты или любую другую фактуру — для этого подходят каллиграфические кисти, потому что их обычно делают из волоса козы, волка и так далее, и такой ворс не упругий, а значит может принимать любую форму.

Экспериментируйте с разными кистями: пробуйте ставить отпечатки синтетическими, козьими, плоскими и круглыми, ровными и лохматыми и, я думаю, вы обязательно найдёте отпечатки, которые сможете применить в ваших работах! Я, например, часто использую плоские синтетических кисти для рисования окошек :)

В акварели иногда можно ещё использовать гуашевые белила или плотные цвета, содержащие белила. Такими цветами, если они у вас есть, можно делать классные светлые акценты на тёмном фоне, например, у вас есть здание, в котором хочется зажечь огонёк, но все окошки вы уже закрасили, тогда можно взять, например, маленькую плоскую кисть, густо обмануть в белильную или просто плотную краску (например, кадмий лимонный или лавандовую) и быстрым штрихом провести в нужном месте, вот так.

И у вас уже есть огонёк, блик или просто светлый акцент. Потренируйтесь, попробуйте делать разную форму ваших акцентов, отпечатков, попробуйте брать цвет погуще или чуть разбавить водой и найдите то, что будет применимо к вашим работам.
Ну, а белила, чуть разбавив, можно, например, разбрызгать по вашей работе при помощи веерной кисти, и у вас получатся красивые звезды или снежок!

Что ж, я рассказала и показала вам много техник, эффектов и фокусов с различными материалами и инструментами, которые помогут сделать вашу работу ещё интереснее, а процесс рисования веселее! Надеюсь, Вам понравились мои советы, пишите комментарии и рассказывайте о своих успехах, я буду очень рада! Всем пока, скоро увидимся :)

Мастер-класс как современная форма методической работы

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия “мастер-класс”. В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера ( под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс)

Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия

Итак, мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики:

  • вызов традиционной педагогике;
  • личность учителя с новым мышлением;
  • не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия;
  • плюрализм мнений;

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер– класса, а именно:

  • Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  • Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  • Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  • Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  • Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
  • Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  • Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  • Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

    Требования к организации и проведению мастер-класса

    Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

    Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

    Теория перекрытия татуажа бровей

    Основными элементами технологии проведения мастер – класса, методическими приемами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

    Индукция. Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

    Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

    Мастер-класс по скетчингу маркерами «Две лодки» | Нарисовать лодки на воде поэтапно

    Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.

    Акварельная живопись в технике по сырому. Пишем кота.

    Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направит действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

    Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

    Как сдать вступительный экзамен по живописи на 100 баллов

    В технологии проведения мастер-класса обычно используется определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

    Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

  • выделение проблемы
  • панель
  • объединение в группы для решения проблемы
  • работа с материалом
  • представление результатов работы
  • обсуждение и корректировка результатов работы
  • Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.

    Возвращаемся к основам. Начала графики. Линия. Жесткая и мягкая графика. 2 части в 1 видео

    Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем, участники свободны в выборе метода, пути поиска, темпа работы. Каждому предоставлена независимость, в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

    Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

    Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

    10 Лайфхаков Как Избежать Грязи В Акварели // Секреты Рисования Акварелью

    Афиширование – это представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов и др.)

    Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”, “инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученого, исследователя, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

    Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

    В форме мастер-класса можно продемонстрировать:

    • программу (сложный, долговременный путь);
    • отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
    • методы работы;
    • 4.инновационные моменты деятельности;

    Лекция.
    Практическое занятие.
    Интегрированное занятие (лекционно-практическое).

    Цель 1 (теоретического) этапа: осветить авторскую программу.

    Цель 2 (практического ) этапа: показать формы и методы осуществления программы ( показать работу, а не результат работы)

    3 этап теоретический: в форме ответов и вопросов ( если проходит активно, мастер-класс результативен ).

    Распределение времени на этапах:

    При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию Мастера.

    Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

    Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.

    Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

    Мастер работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

    Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

    Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определенный стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения., мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

    Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несет идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Это личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через:

    – речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
    – мимику и жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
    – умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
    – искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
    – педагогическую импровизацию: умение работать по плану “в голове”, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
    – психологическую зоркость, умение вычислять “гениев” и поддерживать “отстающих”;
    – коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
    – чувство времени.

    Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

    1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
    2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
    3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
    4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
    5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
    6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
    7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
    8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
    9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

    Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.

    Литература

    1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
    2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
    3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
    4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.
    Мастер-класс Как можно исправить неудачную акварельную работу и создать из неё красивую графику