Мастер-класс Как нарисовать женский портрет.. Объем и фактура

Как нарисовать женский портрет. Часть 2. Объем и фактура

Это вторая часть авторского урока по рисованию женского портрета (первая тут https://www.livemaster.ru/topic/2947761-kak-narisovat-zhenskij-portret-chast-1-kompozitsiya-i-postroenie ). Данные уроки представляют собой скриншоты с моих видеороликов на ютуб канале «Doriana Dream». К сожалению, тут у меня не получается разместить именно видео. Но и по картинкам, думаю, будет понятно, как нарисовать женский портрет.

Я продолжу наглядно показывать вам, как рисовать портрет и добиться сходства, на примере одного из героев сериала «Ривердейл» — Шерил Блоссом (актриса Мэделин Петш). В этой части вы сможете увидеть, как прорабатывать тональный рисунок, передавать фактуру и детализировать, не забывая при этом про передачу сходства. Свои вопросы и пожелания оставляйте в комментариях. Итак, давайте начнем!

Итак, что же такое тональный рисунок? Если своими словами, то это передача формы объектов с помощью света и тени. По сути, если бы света не существовало, то мы бы не видели ни форму, ни цвет всего того, что нас окружает. Так как в этом уроке я рисую монохромный портрет, то о цвете сегодня мы говорить не будем. Для обучения реалистичному рисованию советую вначале создавать только тональные, черно-белые рисунки, не прибегать к цвету. Не важно, каким материалом вы будете рисовать, самое главное научиться передавать объем, не отвлекаясь на цвет. Думаю, многие из вас видели вот такой шар, на котором можно увидеть, как падающий свет показывает форму объекта.

Условно тональный рисунок состоит из света, нескольких градаций полутени, тени, рефлекса и блика. Эти знания используются при рисовании любых объектов, какими сложными бы они не были. В том числе, и при создании портрета человека.

В зависимости от фактуры материала, из которого состоит объект, поведение этих тональных участков будет отличаться. Соответственно, мы должны это учитывать:

«Но человеческое лицо, — скажете вы, — это не какой-то там шар. Там ведь все намного сложнее.» И окажетесь правы. Так как же увидеть все эти участки света и тени на человеческом лице?

Я могу посоветовать вам, изучить обрубовку головы и порисовать ее с разных ракурсов. Можно ограничиться фотографиями:

Главное, вы должны понять, из каких граней состоит голова человека, как падает свет, как форма черепа проявляется на поверхности и еще много полезностей для художника. У женского лица, конечно, грани мягче перетекают друг в друга:

Photo by Roksolana Zasiadko on Unsplash

У мужского, наоборот, жестче. Но так или иначе, эти знания здорово вам помогут при рисовании портрета и передаче тонального рисунка.

Photo by whereslugo on Unsplash

В прошлом уроке я уже создала определенную базу под тональный рисунок, наметила основные светлые и темные участки. И ориентируясь на это, начинаю постепенно усиливать тон. Когда вы только учитесь, советую работать постепенно по всей картине. Сравнивая участки, вам будет легче понять, где сделать светлее, а где темнее. Потом со временем, вы сможете начать работать так, как вам будет удобнее.

Проработку тонального рисунка я начинаю вести с зоны глаз. Светлые участки я передаю меловым карандашом, полутона сангиной и сепией, тени сепией и углем. Если вы рисуете карандашом, то используйте карандаши разной степени твердости и мягкости.

Рисование глаз, конечно, требует отдельного пояснения и урока. Главное знайте, что по сути – это сферический объект закрытый сверху и снизу веками. Глаз, как бы, находится в прорези между ними. Также мы можем увидеть, как проступает форма глазниц. Все это необходимо держать в голове, во время рисования. И не забывайте, что форма этих элементов индивидуальна у каждого человека. Существуют миндалевидные, круглые глаза, глубоко посаженные глаза, с нависающим веком и другие. Чем точнее вы определитесь с формой, тем большего сходства добьетесь. Потому не забывайте постоянно смотреть на натуру, поправлять пропорции и сравнивать элементы между собой. Да, я не устану это повторять. То есть, рисуя один глаз, держите во внимании и второй. С бликами на влажной поверхности глаза, лучше не перебарщивать, иначе исчезнет реалистичность.

Немного проработав лоб, начинаю передавать форму носа. Как элемент человеческого лица, нос довольно сложен для рисования. Тут вам вновь должна прийти на помощь обрубовка головы. По ней вы поймете, что форма носа состоит из двух боковых граней, передней и нижней. Также необходимо обратить внимание на место, где заканчивается носовая кость и начинается хрящ. Именно в этом месте соединения двух тканей (кости и хряща) виден бугорок, правильная передача которого будет влиять на сходство в рисунке. Крылья носа и ноздри также образует хрящ. Чтобы лучше понять форму, нос следует изучить отдельно. Сделать рисунки с разных ракурсов. Живость ему дает также правильно поставленный блик на кончике. Не забывайте постоянно анализировать натуру либо фотографию, с которой рисуете.

Далее начинаю передавать тоном форму боковых граней лица, скуловой кости и щек. Параллельно прорабатываю объем губ и зону вокруг них. Свет падает спереди чуть сверху. Потому нижняя грань носа и верхняя губа находятся в тени. Также падающую тень мы можем увидеть в зоне под нижней губой.

Подбородок имеет выпуклую и закругленную форму. Под ним я передаю рефлекс от белого платья. Одновременно уточняю контур лица.

Перехожу к красивым длинным волосам Шерил. Правильная передача фактуры и формы прически помогут портрету стать более реалистичным и живым. Тут важно понять, что рисование отдельных волосков – это неверный путь. Необходимо передавать большие массы, грани которых и формируют волнообразную прическу. Определить светлые и темные участки. Работу по детализации начать с полутонов и теней, а светлыми участками понемногу детализировать. И только в отдельных местах, которые расположены ближе к зрителю, прорисовать при желании отдельные волоски. Главное правило при передаче любой текстуры: она четко видна и детальна на светлых участках и полутонах, а в темных же, как бы, растворяется и становится едва различимой. Реалистичности волосам дают также правильно поставленные блики. Чтобы определить место их расположения, опять же, смотрите на натуру.

Далее работаю над фоном, ориентируясь на композиционный эскиз, о котором я упоминала в первой части урока. Тон набираю постепенно. Накладываю штрихи, тушую. Потом усиливаю следующими слоями. Вокруг лица накладываю штрихи по кругу, чтобы показать эффект пространства и направить взгляд зрителя на глаза девушки.

Ориентируясь на референсы и свою фантазию, прорабатываю платье и воротник. Здесь главное правильно передать фактуру материалов: блеск камня, кружева, полупрозрачная ткань и т.д. Чтобы это сделать, необходимо внимательно изучить предмет, посмотреть, как падает свет, образуются складки и тени. Не стоит также забывать, что под платьем находится округлая грудная клетка и плечевой пояс. Их форма влияет на то, как ложится ткань. Узор на платье рисую в самом конце, только после проработки формы складок.

Так как портрет нарисован сухими материалами, для предотвращения осыпания красочного слоя покрываю его специальным аэрозольным средством. Он называется фиксатив. После покрытия рисунок закрепляется и становится более контрастным. Но тут есть свой нюанс: светлые участки темнеют. И потому я прохожусь меловым карандашом и сангиной еще раз, чтобы исправить этот эффект.

Итак, портрет Шерил закончен:

Спасибо всем, кто дочитал этот урок до конца. Надеюсь, обе части урока были для вас полезны и вы узнали что-то новое.

Как нарисовать женский портрет. Часть 1. Композиция и построение

Сегодня я хочу показать вам, как нарисовать женский портрет и добиться сходства с натурой. Все, о чем я буду рассказывать, отражает мой личный опыт, которым я хочу поделиться с вами. Отмечу, что я не представитель академической школы. Мой метод рисования сформировался самостоятельно на основе классических знаний в изобразительном искусстве и, конечно, благодаря практике.

Я поделила этот урок на две части. В первой я расскажу вам о начале работы над портретом, его построении, поиску пропорций. А во второй подробно покажу работу в тоне, передачу фактуры, детализацию и процесс завершения картины. Итак, давайте начнем!

Портрет женщины, девушки занимает важное значение в изобразительном искусстве, как прошлого, так и настоящего времени. Что и неудивительно, такие работы всегда пользовались популярностью. Будь-то изображение реальных людей или мифических персонажей, подлинная красота всегда привлекала зрителя.

Вдохновителями в этом жанре для меня являются прерафаэлиты, которые создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Это Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Фрэнк Бернард Дикси и другие. Очень живые портреты у американского художника Джона Сингера Сарджента.

Этот момент с поиском творцов, работы которых тебя вдохновляют, очень важен. Конечно, лучше избежать подражательства. Но, когда вы окажитесь в тупике, создавая очередную картину, спросите себя, как бы поступил на вашем месте именно этот художник.

Любая работа над картиной начинается с художественного замысла, идеи. Это, конечно, в том случае, если вы хотите передать определенный смысл в своей работе. Я решила нарисовать портрет героя сериала «Ривердэйл» Шерил Блоссом, исполняемой актрисой Мэделин Петш. В самой первой серии Шерил представляется зрителю в красивом белом платье, которое, казалось бы, должно отражать чистоту ее обладательницы. Но, на самом деле, она довольно коварный персонаж, удивляющий своими противоречивыми поступками. Именно это противоречие, как за красивой внешностью скрывается человек с темными побуждениями, я и хотела передать в ее портрете.

За основу я взяла вот эту фотографию:

Для более правдивого отображения белого платья собрала несколько референсов из сети:

А вот для черного ожерелья-воротника была использована натура:

Далее в Адобе Фотошоп я рисую черно-белый композиционный эскиз, наиболее точно передающий внутреннее сходство с девушкой:

Я четко видела сочетание светлого пятна на темной плоскости, что отлично отражало ее характер. Детализация и передача сходства на этом этапе не важна. Главная задача: составить художественный образ, определиться с тональным рисунком и композицией:

По классическому правилу гармонии я поместила портрет не точно по центру:

Больше места оставила по той стороне, куда направлен взгляд Шерил:

Я решила рисовать портрет сухими материалами на пастельной бумаге. Ее я закрепляю к планшету на малярный скотч, который потом без труда отклеивается:

Из материалов я использовала:

Работу над портретом я начинаю вести с размещения фигуры на листе. Здесь и помогает композиционный эскиз. Я использую методы построения, визирования и свой глазомер. Построение заслуживает отдельного видео для объяснения, тут же я скажу кратко о его сути. Нужно понимать, что все, что нас окружает, так или иначе можно разделить на простые и обобщенные формы. При этом методе работа ведется от больших масс к меньшим. Для его правильного применения при рисовании портрета необходимо предварительно изучить анатомию головы и ее отдельных частей. Про метод визирования или, иными словами, замера пропорций карандашом на вытянутой руке, также можно посмотреть отдельные уроки.

Главные замеры: какое отношение ширины головы к ее высоте, направление различных линий и граней, поиск середины лица и яремной впадины. Не стоит забывать о форме лица, так как она индивидуальна и напрямую влияет на сходство.

Наметив основные большие формы, продолжаю искать частности. На этом этапе важно сразу отыскать положение объектов приближенно к натуре.

Для передачи сходства важны следующие замеры:

  • линия глаз, которая обычная находится ровно посередине всей головы, а также линия роста волос;
  • определение трех ключевых частей лица: расстояние от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа, от кончика носа до подбородка. Эти части обычно равны, но не всегда. Поэтому их обязательно нужно сравнивать между собой: какая больше, какая меньше.
  • наклон глаз, их размер и расстояние между ними;
  • линия бровей и их расположение;
  • грани треугольника: от кончика носа к внешним уголкам глаз;
  • расположение крыльев носа по отношению к глазам;
  • линия скул;
  • линия рта и его уголков по отношению к глазам;
  • соотношение ширины верхней и нижней губы;
  • вертикальный центр подбородка и его ширина.

Это лишь основные замеры. Но чем точнее вы определите расположение каждого элемента, тем лучше. Открою свое наблюдение, замер пропорций напоминает поиск точки в системе координат. Нашли вертикальное направление по оси Y, потом горизонтальную по оси X, и вот она нужная точка.

В ходе работы над портретом эти пропорции будут уточняться, отдельные элементы сопоставляться между собой. Главное, не бояться перерисовывать, если что-то сразу не получится схватить. Совет про отражение в зеркале очень важен в данном случае, обязательно воспользуйтесь им. Если вы рисуете с натуры, не бойтесь походить вокруг модели, осмотрите ее с разных ракурсов. Не лишним будет сделать несколько коротких набросков. Это также поможет найти удачную композицию будущего портрета. Если же вы рисуете с фотографии, попробуйте поискать снимки этого человека сделанных с разных ракурсов. Воспользуйтесь видео, если такое есть.

Теперь я начинаю понемногу вводить тон для уточнения формы. Так как бумага изначально тонирована в нейтральный бежевый цвет, то процесс немного упрощается. Работаю так по всей картине. Отмечаю вначале средние по тону участки сангиной, потом светлые мелом и темные сепией. Параллельно уточняю пропорции, поправляю расположение. От работы следует отходить, переворачивать верх ногами и смотреть на нее издалека. А также делать перерывы и свежим взглядом исправлять ошибки.

Разобравшись с первым этапом работы в тоне, иными словами, над темным и светлым, я начинаю тушевать материал. В качестве растушевок я использую косметические ватные диски для больших участков и ватные палочки для маленьких.

После тушевки материала уже начала проявляться форма и объем. В результате я заметила неточности в пропорциях и стала их исправлять.

Итак, мы закончили первый этап работы над женским портретом, который я считаю самым ответственным. Именно в процессе этого этапа строится портрет, находятся пропорции и расположение элементов, намечается легкий тональный рисунок и форма. Во второй части урока я покажу вам, как дальше вести работу над портретом. Усиливать тональный рисунок, детализировать, не забывая про передачу сходства и объема. Спасибо вам за прочтение этого урока!

Как нарисовать женский портрет карандашом?

Поэтапный урок о том, как нарисовать женский портрет простым карандашом. Пройдя всего несколько этапов можно понять основные черты, которые присуще женскому портрету и отсутствуют в остальных. Лицо будет расположено в анфас, волосы убраны назад. Это важно знать перед началом работы. Теперь можно приступать.

Инструменты и материалы:

  1. Белый лист бумаги.
  2. Твердый простой карандаш.
  3. Мягкий простой карандаш.
  4. Ластик.

Этапы работы:

Фото 1. Рисуем овал лица твердым карандашом. Сделаем подбородок и скулы. Через середину проведем осевую линию, от которой будем строить черты лица:

Фото 2. Сверху прорисуем волосы, которые зачесаны назад. Добавляем уши и сережки в форме капель:

Фото 3. Намечаем линию бровей, чуть ниже линию век и определим высоту глаз. Чуть ниже середины лица наметим нос, а под ним губы и подбородок:

Фото 4. Начинаем рисовать черты лица. Начнем с бровей. Их делаем изящными с помощью плавных линий. Добавим нижнюю часть носа и губы. Нижняя губа будет немного больше верхней:

Фото 5. Ластиком убираем вспомогательные линии. Рисуем глаза с приподнятыми и заостренными краями. Начинаем прописывать тень. Начнем с губ, а именно с верхней губы. Наносим штрихи от краев во внутрь:

Фото 7. Теперь добавим тень на нос. Переносицу не нужно рисовать, потому что свет падает спереди сверху, из-за этого ее не видно. Продолжаем детализировать рисунок дальше усиливая постепенно контраст:

Фото 8. Благодаря подобному освещению самая темная часть будет – шея. Так же прорисуем скулы и нанесем легкую тень на нижнюю часть лица:

Фото 9. Переходим к волосам. Наносим штрихи по направлению волос. На середине оставляем блик. Продолжаем прописывать детали портрета:

Фото 10. Мягким простым карандашом добавим контраст и немного наведем контур. Дорабатываем пропущенные этапы. Работа готова:

Вот мы и научились рисовать женский портрет. Он отличается от мужского и детского — плавностью и тонкими линиями. Руководствуясь советами из урока, вы можете попробовать нарисовать своих близких, улучшая каждый раз результат

Мастер-класс Как нарисовать женский портрет.. Объем и фактура