Мастер-класс Как подготовиться к мастер-классу

Волшебная пилюля: особенности и задачи мастер-класса

Огромное количество семинаров и тренингов в Москве в 2022 не сравнится с бесконечным разнообразием мастер-классов. Каждый из них внушительно обещает стать для нас волшебной пилюлей, которая моментально приведет к богатству, успеху, даст завидные навыки и власть над всеми теми, кто не решился пройти такое же короткое обучение.

Мастер-класс — это оригинальный метод обучения по совершенствованию практического мастерства и конкретное занятие, проводимое специалистом в определенной области для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.

Поговорим о том, что на самом деле способен дать мастер-класс, для кого подходит такая форма обучения и каковы особенности и задачи мастер-класса.

Мастер-класс предполагает двустороннее взаимодействие мастера и ученика. В этом его основа и главное отличие от других форм обучения. От семинара, тренинга и других форматов мастер-класс отличается обособленным, даже персональным подходом к каждому участнику. Мастер-класс невозможно уложить в жесткие нормы, поскольку эта форма предполагает интуитивный выбор способа подачи материала ведущим в зависимости от восприимчивости слушателей.

Основной принцип мастер-класса: я знаю, как нужно, и смогу научить вас. Человека, способного проводить мастер-классы, можно считать профессионалом высокого уровня.

Подготовка к мастер-классу

Готовясь к мастер-классу, педагог решает важную задачу: каким будет оптимальный способ донесения собственного опыта к конкретной аудитории. Мастер-класс отличается от обычных обучающих форм тем, что преподаватель максимально использует наглядность, основанную на опыте. Именно демонстрация своего собственного опыта позволяет достигать высоких результатов за максимально короткое время.

Важной особенностью мастер-класса является решающее значение личности мастера, который во время обучения демонстрирует индивидуальную концепцию работы. Это лично его способ научить, включающий индивидуальную совокупность обучающих приемов, характерных только для него.

Практически невозможно «подменить» мастера в проведении мастер-класса. Если это произойдет, то получится другой мастер-класс, возможно, с другими результатами. Содержание мастер-класса, в отличие от семинара или тренинга, а также подготовка к мастер-классу – строго индивидуальны. Подготовкой мастера к хорошему мастер-классу в определенной мере является весь его жизненный опыт.

Хорошего преподавателя характеризует его собственная система, в которую входят:

  • Целостность и приемлемость каждого из применяемых методических приемов.
  • Уместность, своевременность применения того или иного приема.
  • Многостороннее воздействие на учеников, включая развитие личности.
  • Уникальность методики.

Важную роль играют индивидуальные характеристики мастера:

  • Особенности речи и голос. Сюда входить дикция, техника речи, интонация, используемые средства выразительности.
  • Жестикуляция и мимика.
  • Пантомимика. Сюда входит манера держаться и учитывать эмоции участников.
  • Владение аутотренингом и мнемотехникой.
  • Эмпатия, мастерство общения.
  • Преподавательская импровизация, способность сориентироваться в непредвиденных ситуациях.
  • Психологическая прозорливость, способность открыть «гения» и подобрать мотивацию для «отстающего».
  • Коммуникационные навыки, способность поддержать разговор.
  • Ощущение времени.

Цель и задачи мастер-класса

Цель мастер-класса – передать опыт участникам.

Задачи мастер-класса:

  • Активное изложение мастером своего опыта в предмете по указанной теме.
  • Практическая отработка приемов решения задач в рамках предмета мастер-класса.
  • Стимуляция самопознания участниками предмета мастер-класса.
  • Помощь участникам в разработке собственных программ саморазвития и самообучения по теме мастер-класса.

Мастер-класс – это всесторонняя помощь в приобретении тех или иных знаний и навыков, поэтому мастер, принявший решение помогать таким образом другим, на момент принятия решения уже должен соответствовать ряду требований:

  • Обширные знания в области тематики проводимых мастер-классов.
  • Персональные лайфхаки по теме мастер-класса, которыми мастер готов поделиться с аудиторией.
  • Педагогические навыки, которые позволяют излагать материал и передавать знания.

Это минимальный и оптимальный перечень условий для проведения мастер-класса.

Формы проведения мастер-класса

Чаще всего мастер-класс проводится в одной из трех форм:

  • Лекция.
  • Лекционно-практическое занятие.
  • Практическое занятие.

В процессе мастер-класса ученик с помощью мастера создает некую модель, которой потом пользуется.

Мастер-класс может быть одиночным, а может входить в серию. Серийные мастер-классы считаются самыми результативными и позволяют повысить квалификацию обучаемого.

Технология организации мастер-класса

Организация мастер-класса включает 5 основных этапов:

  • Презентация опыта мастера.
  • Знакомство с инструментарием мастер-класса.
  • Имитационная игра.
  • Моделирование.
  • Рефлексия.

Презентация опыта предполагает этапы:

  • Описание общих идей технологии.
  • Демонстрация достижений.
  • Доказательства эффективности.
  • Определение перспектив.

Имитационная игра подразумевает, что:

  • Мастер-класс включает в себя демонстрацию приемов продуктивного (личностно-ориентированного) обучения.
  • Аудитория совмещает сразу две роли – ученика и эксперта.

Моделирование включает в себя:

  • Самостоятельное проектирование участниками своих персональных моделей учебных занятий на основе методики своего учителя.
  • Самостоятельную деятельность участников под руководством мастера – консультанта и организатора.
  • Совместное (мастер и слушатели) обсуждение авторских моделей индивидуального обучения.
  • Заключения и выводы мастера по замечаниям и рекомендациям.
  • Обсуждение опыта взаимодействия мастера и участников.

Мастер-классы от внешних специалистов часто проводят в качестве корпоративных мероприятий, но в компаниях часто выбирают тематику, далекую от профессиональной деятельности. Например, мастер-классы по живописи, кулинарии, оригами и пр.

Если вы решили организовать мастер-класс

Если вы решили провести для сотрудников мастер-класс, желательно учесть следующие шаги:

  • Выбрать тему и четко ее зафиксировать.
  • Определиться с характером обучения: разовое или серийное.
  • Убедиться, что уровень квалификации педагога достаточный.
  • Определиться с местом проведения.
  • Составить план мероприятия.
  • Определиться с формами, методами, согласовать демонстрационную часть.
  • Решить все вопросы по использованию технических средств.
  • Убедиться в полной подготовке дидактических материалов и наглядных пособий.
  • Обсудить вопросы обмена опытом и результаты мастер-класса.
  • Предусмотреть обсуждение мероприятия с мастером после проведения.

Форма и тематика

Мастер-класс обычно предполагает группу из 7-15 участников. Самая популярная тематика мастер-классов – знакомство с новыми технологиями и методика их применения.

В ходе мастер-класса участники могут:

  • Ознакомиться с технологическими новинками.
  • Поделиться мнением о полученных результатах.
  • Получить консультацию по теме.
  • Обсудить собственные вопросы по теме.
  • Предложить собственные решения дискуссионных вопросов.

Кто должен проводить мастер-класс

От преподавателя мастер-класса требуется:

  • Педагогическое мастерство.
  • Преподавательские способности.
  • Методическая подготовка.
  • Психологическая грамотность.
  • Интеллигентность.
  • Культура воспитания.

Все эти качества объединяются в мастерство, необходимое при проведении мастер-классов, семинаров, тренингов. Но именно для мастер-класса преподавателю необходимо также уметь хорошо что-нибудь делать, быть мастером в своем деле.

В толковом словаре С.И. Ожегова есть несколько значений слова «мастер»:

  • квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Во время занятия мастер передает ученикам опыт путем прямой и комментированной демонстрации приемов работы, а само занятие представляет собой форму сотрудничества между мастером и учениками, при которой мастер тоже приобретает знания и опыт.

Выбор мастера зависит от запроса на обучение. Мотивация разных групп участников может быть разной:

  • Начинающие специалисты с опытом работы, желающие повысить квалификацию, от мастер-класса хотят получить предметные знания о методах и приемах работы, чтобы применять полученный опыт на практике и повысить эффективность своей профессиональной деятельности.
  • Для специалистов высокой квалификации нет необходимости в повторении действий мастера. Их интересует поиск новых форм и повышение уровня работы.

Таким образом общение начинающих специалистов и мастера нацелено на удовлетворение потребности обучаемых в новых знаниях, а взаимодействие мастера с профессионалами представляет собой полноценную дискуссию, в которой обе стороны обогащают опыт друг друга.

Не всегда требуется внешний специалист. В ряде случаев обучение в формате мастер-класса целесообразно проводить внутри коллектива. Например, один из сотрудников мастерски владеет Microsoft Excel, что позволяет ему выполнять определенный тип заданий, который желательно было бы поручить и другим сотрудникам. Однако те слабо знают программу и не смогут выполнять задание с необходимой скоростью и качеством. Руководитель в таком случае может поручить «продвинутому» сотруднику обучить других. Часто для этого достаточно нескольких занятий. Мастером в данном случае выступит сотрудник, который будет выполнять определенные действия, комментируя их и помогая повторять за собой. В подобных случаях эффективность мастер класса выше любого внешнего семинара или тренинга. Все зависит от текущей необходимости.

Оценка эффективности мастер-класса

Как оценить эффективность мастер-класса? Для этого существуют критерии оценки:

  • Презентативность. Как именно представлена идея, каков уровень ее презентации, популярность данного подхода в педагогике.
  • Эксклюзивность. Насколько необычны и оправданы решения, какова степень индивидуальности и реализации замысла.
  • Прогрессивность. В какой мере присутствуют нестандартные и свежие идеи, насколько своевременны предмет и методы.
  • Мотивация. Насколько учтена мотивация, способная вовлечь каждого обучающегося.
  • Оптимальность. Насколько соответствуют выбранные средства необходимой цели и ожидаемым результатам, с учетом промежуточных.
  • Эффективность. Насколько вовлечен был каждый участник в процесс, насколько участники способны самостоятельно проанализировать итоги своей деятельности.
  • Технологичность. Насколько четкая структура мероприятия, современны и оригинальны пути реализации каждого этапа.
  • Артистичность. Каков уровень воздействия на слушателя, импровизации, открытости к передаче индивидуального опыта.
  • Культура и эстетика. Эрудиция, манеры, форма передачи своего опыта.

Надеемся, информация поможет вам лучше понимать суть мастер-класса и эффективно его применять.

Готовимся к мастер-классу. С чего начать?

Перед каждым преподавателем рано или поздно встает вопрос о проведении мастер класса. Это может быть связано с профессиональным мастерством, где основная цель — поделиться своим опытом и наработками с другими преподавателями. Это может быть связано со все более ужесточающимися требованиями к педагогической аттестации, где проведение мастер класса является одним из необходимых пунктов для ее прохождения. Или это может быть просто Ваше желание научить учащихся или преподавателей тому, что Вы умеете сами.

В своей статье мне хотелось бы помочь разобраться с такой формой работы как мастер-класс. Обратимся к различным трактованиям этого понятия, встречаемых на просторах сети Интернет:

  • Мастер-класс (англ. Masterclass, нем. Meisterkurs, Musikpädagogik, фр. Classe de maître) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности. [3]
  • Мастер-класс — урок, даваемый мастером — экспертом в данном виде искусства, науки или ремесла; наиболее типично — в музыке, поэзии, живописи, актерском мастерстве, балете, танцах, шахматах; отличие от обычного класса заключается в методике: мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других; обычно проводится признанным мастером, имеющим значительные достижения, собственные труды, последователей, школу и т.п.; сегодня — один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства; в последнее время стало популярным проведение мастер-классов не только «звездами» искусства и спорта, но и мастерами бизнеса и многих других «не звездных» профессий: педагогика, медицина, кулинария, косметика, мода и т.д. [2]
  • Мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. [4]
  • Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. [4]

Определений этому понятию очень много, лично для меня близко понятие мастер-класса как занятия-семинара, направленного на освоение новых знаний или улучшения уже имеющих в данной области.

Как же подготовиться к мастер-классу?

Готовясь к мастер-классу, Вы уже знаете свою тему. Вы знаете, чему Вы хотите научить, как этого достичь. У Вас есть уже цель, задачи, методы и приемы, которыми Вы будете достигать эти цели и задачи. Вы уже имеете конкретный план занятия.

Немаловажным пунктом будет определение аудитории, для которой Вы собираетесь проводить мастер-класс. Если это будут Ваши коллеги, здесь общение пойдет уже на профессиональном уровне и профессиональном языке.

Если это обучающиеся, знакомые с предметом, желающие усовершенствовать свои знания, то Вам нужно будет уделить некоторое время определению уровня знаний, чтобы убедиться, что Вас понимают.

Мастер-класс проводят и для обучающихся, впервые столкнувшимся с данной тематикой. Здесь нужно будет объяснять все с самого начала, не перегружая профессиональной терминологией, но и не объясняя все «на пальцах».

Возраст аудитории тоже играет значительную роль. Согласитесь, что уровень развития и психологических особенностей, например, младшего звена, отличается от среднего и старшего. Если для одних все необходимо показывать в игровой форме, то для других это будет неприемлемо.
Проводя мастер-класс, нужно помнить о том, что Вы являетесь в данном случае «мастером», на которого все смотрят. Ваш внешний вид и внутренний настрой должны располагать к себе. Обратите внимание на свою речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи), а также мимику и жесты. Вы должны управлять своими эмоциями, а также уметь читать эмоциональное состояние на лицах участников. Нельзя забывать и о пантомимике (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников).

Кроме этого, Вам будет необходимы следующие навыки и умения:

  • сосредоточенность на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
  • искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
  • педагогическая импровизация: умение работать по плану “в голове”, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
  • психологическая зоркость, умение вычислять “гениев” и поддерживать “отстающих”;
  • коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию;
  • чувство времени.

Готовясь к мастер-классу, мысленно проанализируйте его на наличие в нем следующих качеств:

  • Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
  • Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  • Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  • Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  • Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
  • Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  • Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  • Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  • Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. [1]

В этот список мне хотелось бы еще включить такой критерий как интерес. Вашим участникам должно быть интересно, они должны загореться Вашей идеей, захотеть делать это так, как Вы.

Проведение мастер-класса — это интересная и сложная работа, помогающая Вам не только поделиться своими знаниями, умениями и навыками, но и организующая и раскрывающая Вас как педагогическую личность.

Список используемой литературы

Как подготовить и провести мастер-класс

Данный материал взят из интернет- источников. Я думаю, он может быть полезным при составлении мастер-классов многим новичкам сайта, да и не только!

Мастер — класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений аудитории.
Форма проведения мастер – класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги, родители или дети) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам).
По формам мастер – класс может быть проведен:
с педагогами и для них без участия детей;
с группой учащихся или с отдельными детьми для педагогов;
для детей определенной возрастной группы разного уровня подготовки;
для родителей и детей.
Мастер – класс для педагогов — одна из важнейших форм повышения их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях ДПИ.

После того, как выбрано направление, поставлены цель и задачи, четко формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. В декоративно-прикладном искусстве это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных изделий. Например: «Технология изготовления русской народной куклы – крупенички» (направления – игрушка из текстиля, лоскутная пластика).

Можно провести серию мастер-классов с использованием принципиально разных технологий и материалов, объединенных изготовлением различных видов изделия определенного типа. Например: Серия «Дизайн современных открыток в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления открыток с элементами вышивки крестом, чеканки, бумагопластики, аппликации из природных материалов и т.д. в зависимости от возможностей и опыта педагога, проводящего мастер – классы.
Для решения всех поставленных мастером – педагогом задач важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. При подготовке мастер – класса необходимо учесть сложность предлагаемого практического задания (это особенно важно, если мастер – класс ориентирован на новичков) и возможность его выполнения за определенное (непродолжительное!) время, поэтому изделие должно быть простым (например: салфетка, открытка, саше, украшение, панно и т.д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, бусина, декоративная вставка, витраж) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин или вставок, витражный фонарик).
Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом, но в декоративно – прикладном искусстве, прежде всего, очень важно индивидуальное исполнение, и педагогу-прикладнику необходимо «почувствовать» материал и инструмент, собственноручно выполнить тот или иной прием. Тем более что прежде, чем предложить что-то своим ученикам, педагог всегда «опробует» новую технологию на себе.

Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Мастер – педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).

Мастер-класс Как подготовиться к мастер-классу