Мастер-класс Запаривание батика мастер-класс

Как запаривать батик?

Запаривание – это способ закрепления красок на натуральной ткани. Данный процесс осуществляется с использованием влажного пара.

Запаривание можно выполнять не только на профессиональных установках (автоклавах, которые обеспечивают наличие условий, необходимых для закрепления красок – высокой температуры и давления), но и в домашних условиях.

Что многие художники по ткани с успехом и делают. Об этом и поговорим.

Необходимое оборудование, материалы

Чтобы запарить батик дома, необходимо воспользоваться металлическим ведром, высокой кастрюлей или баком. Для реализации данной задачи также подходят мультиварка, пароварка и скороварка. Как нужно правильно запаривать батик, можно посмотреть в интернете (например, на Ярмарке мастеров, раздел – батик), там такой информации достаточно много. Мастерицы часто выкладывают мастер-классы, в которых подробно рассказывают и показывают, как надо делаь эту непростую процедуру.

Сегодня для иллюстрации данного мастер-класса я выбрала фотографии как раз оттуда, автор — Amarga.

Закрепление красок на шелке путем воздействия пара – дело простое, но довольно таки капризное. Результат запаривания определяется множеством факторов. Он зависит от площади кухни и от того, сколько раз был прокрашен шелк, какая емкость применялась для закрепления краски.

Первое запаривание рекомендуется выполнять вместе с мастером, который хорошо знаком с данным методом. Стоит помнить, что запариванию можно подвергать только натуральные ткани, способные выдерживать высокую температуру.

Запаривание можно производить на газовой или электрической плите, используя при этом высокую кастрюлю либо ведро. Кроме того, для закрепления краски паром требуется наличие:

  • деревянной палочки;
  • старой простыни;
  • одеяла или подушки, которые хорошо пропускают пар;
  • шнура или веревки (но не из синтетического волокна);
  • старых газет.

Важно следить за тем, чтобы обрабатываемое изделие пропарилось равномерно.

Читайте еще:

Запаривание батика: последовательность действий

Расписанный шелк раскладывают на простыне так, чтобы изделие поместилось на ней полностью. Обе ткани вместе аккуратно сворачивают рулончиком.

Рулон заворачивают в старые газеты (новые не подходят, т. к. свежая типографическая краска может испачкать изделие), после чего сворачивают «бубликом» и закрепляют в нескольких местах (с «заломами» газеты надо обращаться особо осторожно).

Шнур надежно закрепляют поперек ведра. Чтобы он не провисал, можно подложить деревянную ложку.
Для одновременного соединения свертка и ложки из двух веревочек одинакового размера (10-14 см) делают петельки.

При подвешивании тканевого свертка важно обеспечить некоторую отдаленность от стенок емкости и позаботиться о том, чтобы он не был расположен слишком низко.

Обязательно надо следить за тем, чтобы на поверхности рулона и на шнуре не собирался пар, и чтобы от его воздействия не размокли газеты (при запаривании батика применяется сухой способ нагревания свертка).

После надежного закрепления тканевого рулона в емкость набирают немного воды, заполняя ее примерно на 1/4. На дно ведра можно положить блюдечко или камень. Блюдечко позволит контролировать уровень воды, а камень хорошо ее прогреет.

Запаривание выполняют на медленном огне, накрыв ведро одеялом или подушкой. При этом используемое изделие не должно впитывать в себя влагу. Подойдет подушка (одеяло), которая защитит сверток от конденсата. Поскольку запаривание батика выполняется сухим способом, крышкой ведро не накрывают.
Длительность процесса обычно составляется 1,5-2 часа. Запаривание окрашенной ткани требует постоянного контроля. Нужно постоянно следить за уровнем воды, смотреть, чтобы она не выкипела.

По истечении определенного времени сверток достают из ведра, ждут, пока он остынет, и аккуратно разворачивают, затем приступают к стирке ткани в воде, температура которой составляет 30 °C (можно добавить немного уксуса). Ткань рекомендуется стирать через день, дав ей немного полежать. Когда из шелкового изделия стечет вода (нельзя выкручивать), его следует прогладить утюгом и развесить.

Часто применяются и другие варианты запаривания батика. Ознакомившись с советами специалистов, можно подобрать для себя наиболее удобный способ. Главное хорошо разобраться и следовать основным рекомендациям, тогда все получится.

Мастер-класс по батику: запаривание изделия (закрепление красок)

Как и обещала, расскажу о том, как я запариваю свои батики. Ничего особо нового в этом нет, но опять же, может, кто-то почерпнет для себя что-нибудь интересное и полезное.

Расстилаю на полу старую простыню и аккуратно раскладываю на ней расписанный шарфик или платочек. Если на простыне дырки, я прокладываю их кусками бумажного полотенца.

Аккуратненько все расправляю, чтобы не было складок и заломов.

Здесь шарфик маленький, поэтому простыня складывается вдвое, и роспись очень удачно защищается с обеих сторон.

Бывает так, что платок больше простыни, тогда под незащищенные части я подкладываю дополнительные тряпочки или куски бумажных полотенец. Тут главное — чтобы при сворачивании «улитки» роспись нигде не соприкасалась сама с собой. Лучше перебдеть, чем недобдеть и все стыки лишний раз проложить бумагой.

Иногда, когда роспись несет очень много краски, я кладу еще одну простыню сверху — для страховки. Улитка получается толстая, конечно, но, повторяю — лучше перебдеть, чем недобдеть.

Потом начинаем простыню с работой аккуратно сворачивать в рулетик.

Рулетик заворачиваем с обоих концов в «улитку», так, чтобы рожки сходились в центре (на следующей фотографии это видно)

Мастер-класс по узелковой технике батик (batik)

Чтобы наша улиточка не разваливалась, я перехватываю ее и утягиваю обычным бумажным скотчем. Это оказалось очень удобно. Увязывать улитку веревочкой мне раза с двадцатого надоело. А бумажный скотч отлично ее фиксирует и утягивает, и не отмокает от пара.

После этого я заматываю улиточку еще в один лоскут ткани — по большей части для того, чтобы сделать по бокам свертка такие «уши» из жгутов, в которые заворачиваются концы лоскута. «Уши» мне нужны, чтобы безопасно для росписи воткнуть в сверток булавки — а вся конструкция у меня держится на булавках и бумажном скотче. Это, конечно, все прекрасно заменяется веревочками, но я обалдела навязывать, а потом развязывать веревочки, так как запариваю часто.

«Уши» сделаны, все еще раз фиксируется бумажным скотчем.

Теперь я беру полиэтиленовый пакетик (маленький), складываю его до нужного размера, прикрываю верхнюю часть свертка и прикалываю пакетик булавками. Вот для этого нам и нужна была дополнительная обмотка»улиточки» — чтобы было, во что воткнуть булавки. Как мы знаем, любое нарушение защиты собственно росписи чревато артефактами на этой росписи, которые убрать уже невозможно.

Мастер-класс «ОФОРМЛЕНИЕ БАТИКА»

А к «ушам» я прикалываю ленточки ткани, с обеих сторон, так, чтобы, когда берешь сверток за эти ленточки, он висел ровно и не переворачивался.

Сверток готов, и теперь мы подвешиваем его в пароварку. Обычную электрическую пароварку на три этажа. Модель я выбирала с тем учетом, чтобы донышки этажей вынимались и в крышке были отверстия для выхода пара, сквозь которые можно подвесить сверток.

Перед тем, как включить пароварку, внимательно смотрю, чтобы сверток нигде не касался стенок, иначе туда протечет вода и будут артефакты на росписи, а они нам ну совсе мне нужны.

Сверток должен висеть так, чтобы между его спинкой и крышкой оставалось расстояние хотя бы пальца на два. На крышке собирается конденсат и стекает по стенкам (поэтому надо следить, чтобы сверток не касался стенок), а сверху в общем-то не каплет, но случается, что капля-две упадет (для этого нам полиэтилен на спинке свертка).

Ну, с Богом! Включаем пароварку на полный цикл. Парит она чуть больше часа — этого вполне хватает, чтобы закрепить краски. После окончания цикла я достаю сверток, осторожно снимаю полиэтилен, стараясь не намочить ткань, разворачиваю, внимательно рассматриваю на предмет артефактов. Их, как правило, нет, но и у старухи бывает проруха. Если проруха обнаружилась — значит, где-то была нарушена технология. Поэтому подготовка к запарке требует очень внимательного отношения, и везде, где можно подстраховаться, подстраховаться надо.

Пароварка удобнее тем, что не надо громоздить на плите ведро или бак с подушками, особенно, когда запариваешь много и часто. Честно говоря, я покупала пароварку специально под запарку батика, а ее кулинарные опци использую достаточно редко.

Ну вот, собственно, и все.

Далее — обычный процесс: простирываем вещь в мягком моющем средстве, полощем (я добавляю немного уксуса для блеска), отжимаем в полотенце, гладим (я частенько натягиваю платок обратно на раму и высушиваю его натянутым), подшиваем. Готово!

Если мои опыты кому-нибудь окажутся полезны — буду очень рада. Удачи :)

Мастер-классы по рукоделию

  • Аксесуары
  • Бижутерия
  • Сумки
  • Цветы
  • Букеты из конфет
  • Букеты из игрушек
  • Поделки из кофе
  • Из салфеток
  • Тапочки
  • Одежда
  • Топиарии (дерево счастья)
  • Свечи
  • Подсвечники
  • Органайзер
  • Шкатулки
  • Коробочки
  • Куклы,игрушки
  • Кукла Тильда
  • Венки
  • Бутылки
  • Вазы
  • Подушки
  • Переделки
  • Мебель
  • Мозайка
  • Для фотосессий
  • Галерея идей
  • Видео мастер-класс

Батик, пионы

Батик, пионы

Батик, пионы

Этот мастер-класс я нашла в интернете, автор: Виктория Игнатова. Потрясающая рукодельница, видно по работам. Очень захотелось поделиться и с нашими читателями, поэтому размещаем его у себя. Работа очень аккуратная и кропотливая. Пробуйте повторить, придумывайте своё и делитесь с нами своими мастер-классами! Мы с удовольствием покажем работы от вашего имени! Контакты с нами тут.

Для работы автор взяла платок 60х60.

Нам потребуется деревянная рамка, можно сделать самим, 60х60 см.

Ткань, натуральный шёлк или крепдешин, 60х60 см.

Краски АНИЛИНОВЫЕ под запаривание, по батику.

Палитра для красок.

Сам рисунок, карандаш.

Резерв и трубочка для него.

Закрепляем ткань на подрамнике, натягиваем и аккуратно переносим рисунок на ткань. Для этого рисунок подкладываем под ткань и обводим карандашом.

Делаем это очень аккуратно, тоненько.

Теперь, миллиметр в миллиметр обводим уже резервом этот же рисунок. Точно по рисунку, не делая пропусков.

После этого приступаем к разукрашиванию. Для этого мы разводим краски водой и рисуем как акварелью.

Начинаем с середины.

Начинаем со светлого и постепенно переходим к тёмному, усиливая тени.

Всё постепенно, добавляем цвета, делаем красивые плавные переходы.

Не забывайте, что по мере высыхания краска будет светлеть.

После того, как цветы прорисовали, мы переходим к фону. нужно быть предельно аккуратными, чтобы всё не испортить.

Фон будем расписывать очень быстро, нельзя, чтобы краска высохла.

Чтобы получить эффект бурлящей боды на поверхности, нужно с высоты 10-15 см насыпать соль.

Когда работа закончена, оставляем её в покое на денёк, пусть пропитается, просохнет хорошо.

Вот такая красота получилась у автора, спасибо ей большое!

Мастер-класс Запаривание батика мастер-класс