Мастерим артистов домашнего театра. Перчаточные куклы Маша и Миша

Кукольные актёры

Ежегодно в России 21 марта отмечается Международный день театра кукол. У нас в посёлке есть такое творческое объединение, которое имеет к этому празднику непосредственное отношение. Функционирует он на базе Центра развития творчества детей и юношества под руководством педагога дополнительного образования Татьяны Игоревны Ахматчиной.

— Творческое объединение «Кукольный театр» было образовано в 2022 году, — рассказывает Татьяна. — За трехлетнюю программу ребята учатся не только ставить спектакли, но и изготавливать декорации и даже кукол. На данный момент в объединении более 30 детей от шести до четырнадцати лет.

Начать освоение мастерства кукольника ребятам предлагается с полюбившихся с детства сказок — «Репка», «Теремок», «Красная шапочка», «Маша и медведь» и другие. Чаще всего дети с удовольствием «вживаются» в роли персонажей сказок про зверей. На занятиях большое внимание уделяется оттачиванию актерского мастерства: постановка правильной интонации, выбор амплитуды движений для выражения характера героя спектакля.

— Доброй традицией стало участие объединения в массовых мероприятиях, посвященных празднованию Нового года, Международного женского дня и других, — отмечает педагог. — Ребята активно участвуют в работе над сценарием спектаклей, чтобы постановки были интересными любому зрителю. Идеи бывают настолько разнообразные, что использовать их можно в режиссуре, в оформлении декораций и в создании костюмов.

Перчаточные куклы «пришли» в театр с разных сторон, одних приобрёл сам ЦРТДЮ, а некоторых принесли родители — так и сложился основной состав, с которым можно воплотить любую сказку в жизнь. Как и положено, в театре есть своя костюмерная, где по мере необходимости появляются новые наряды, которые шьют девочки из кружка «Мягкая игрушка» под руководством педагогов Е.А. Автаевой и Н.А. Хаповой. Пальчиковых и настольных «актёров» дети делают сами.

Ребята могут считать себя настоящими актерами, так как уже приняли участие в гастролях по Большемурашкинскому району. Выступления юных артистов смогли увидеть в детских дошкольных учреждениях, в начальных классах БСШ, библиотеке, в доме интернате для престарелых и инвалидов. Зрители всех возрастов одинаково тепло принимали творческих гостей.

— Все участники спектакля, находясь за кулисами, всё равно волнуются и переживают — справятся ли со своими ролями. Одев куклу на руку, ею нужно не только ловко управлять, а еще и суметь передать характер героя. Ребятам важно выучить наизусть весь сценарий спектакля, чтобы не отвлекаться на чтение реплик и вовремя вступать в диалог с другими персонажами. Этому мы и учимся на репетициях, — уточнила руководитель. — Мы практикуем три разновидности кукольного театра: настольный, пальчиковый и перчаточный.

Татьяна Игоревна уверена, что занятия в кукольном театре полезны для развития ребёнка, это прекрасный «инструмент», чтобы справляться с волнением, стеснением, формировать коммуникативные навыки, тренировать память, оттачивать актёрское мастерство, развивать свою фантазию, ставить речь.

— Быть актером-кукольником довольно непросто, поэтому я всегда хвалю ребят за их старания выполнить свою работу хорошо, но самая лучшая награда это признание и аплодисменты зрителей, — с улыбкой подытожила Т.И. Ахматчина. — Если есть у нас в поселке ребята, которые хотели бы попробовать себя в роли актера-кукольника, двери нашего объединения всегда открыты для вас.

Наталья ШЕВЦОВА

letidor

  • Add to friends
  • RSS

Сайт для всей семьи

текст: Ксения Проценко
фото: из архива Саши Луняковой

Театр в целом и кукольный в частности чаще всего ассоциируется с большими помещениями, вестибюлями, раздевалками, театральными кассами и буфетами и, главное, большой труппой артистов. Театр Образцова или, скажем, «Волшебная лампа» у всех на слуху и пользуются заслуженным успехом.

Мне хочется поделиться с читателями «Летидора» своим открытием: существует множество камерных кукольных театриков. В них часто один или два, от силы пять актеров; у них нет своих помещений, и они кочуют по разным клубам, ресторанам, семейным центрам. Лучшие кукольные театры Москвы показывают свои спектакли в выходные дни в центрах «Огогород» (на Тульской, в Кунцево и на Мичуринском проспекте), в ресторане «Турандот», в проекте ОГИ на Чистых прудах (каждое воскресенье в 12 утра). Они совершенно не похожи друг на друга, общее только одно – их спектакли нравятся детям. И несколько грустный аспект: информацию про многие из них приходится собирать по крупицам.

Чтобы исправить это упущение, я собираюсь рассказать про самые яркие театры в этом сонме. Начнем с «Театрика Саши Луняковой».

Саша Лунякова – художница, и ее театр – именно что театр художника, с невероятно рафинированными и утонченными визуальными образами. Куклы, декорации, реквизит, все сделано с налетом старины, в изысканной цветовой гамме и с тонким юмором. Кажется, что пожарнику-марионетке, по крайней мере, лет сто – и вдруг замечаешь, что его пожарная каска не что иное, как срезанная верхушка пластиковой бутылочки. Любой спектакль – настоящее произведение искусства, со множеством планов и смыслов, так что взрослые зрители могут получить от просмотра едва ли не большее удовольствие, чем дети.

— Как вам пришла в голову идея заниматься театром кукол?

Кукольный театр своими руками

— Я училась в театральном училище, на театрального художника. И всегда делала кукол. Кукла, вообще-то говоря, — это магический предмет. Это отношение к кукле идет из глубокой древности. Куклы – дело очень серьезное, и об этом много написано.

Но я люблю кукол не поэтому. Мне кажется, просто некоторые люди рождаются кукольниками. На кого сверху упало, тот этим и занимается.

А потом, когда появились дети, то мне захотелось, чтобы у них был такой театр, как был у многих людей, скажем, в девятнадцатом или восемнадцатом веке, когда было модно, чтобы был домашний театр кукол.

— Как ваше увлечение куклами переросло в театр?

— В училище бы факультатив такой, театральные куклы, и там я сделала первую марионетку — скрипа Моисея. Потом, уже с детьми, я соорудила ещё несколько марионеток, просто так – дона Карамбу и Ксению Бомбееву. Это были самые-самые первые марионетки, и они просто висели, с ними ничего не происходило.

Изготовление куклы штоковой марионетки для домашнего кукольного театра

А потом, когда дети немного подросли, Федору было четыре года, а средней Машеньке — два, а Наташи еще не было на свете (она сидела у меня в пузе), мы с Федором для Маши, для одного зрителя, разыгрывали спектакль в шкафу. Это были русские сказки. Куклы были перчаточные, конечно, самодельные, очень теплые и домашние. Федору очень нравилось в этом участвовать, он говорил все время: «Пойдем репетировать, Маша же ждет».

Это все происходило на даче. И потом наши друзья и соседи (у нас там было общество очень симпатичное) сказали мне очень строго: «Когда мы наконец будем делать марионеточный спектакль? У тебя марионеток уже так много накопилось». И вот мы собрались все вместе и стали писать какие-то дикие сценарии. Получилась мыльная опера, с очень смешными названиями. Первая серия называлась «Обретённая дочь, или раскаяние дона Карамбы». Следующая: «Тайна поющей жемчужины, или дон Карамба раскаивается вновь». Персонажи были одни и те же, но к ним все время прибавлялся еще кто-то, приходилось делать по две-три куклы для каждого нового спектакля. Последняя серия была «Возвращение дракона», и вдруг выяснилось, что она не только нам интересна, а и еще кому-то. Так получился первый серьезный спектакль.

Дальше мы поехали на какой-то фестиваль, и там нас почему-то полюбили французы и позвали работать на фестиваль в Париж. Это был фестиваль арт-терапевтический. И они хотели, чтобы марионетки там были одним из направлений терапии. Я для них сделала две марионетки – А.П. Чехова с женой Ольгой Леонардовной. Они были главные персонажи спектакля, которые мы совместно делали в Париже.

Потом все перекочевало в школу, в которую ходили мои дети. Это была школа «Ковчег», она раньше была совершенно замечательной. В «Ковчеге» уже было три кукольных театра, а еще там работал один мой приятель, Миша Милль. С ним стали ставить спектакли марионеток. Так что наш театр был четвёртый и назывался он «Глупая лошадь». Первый спектакль был про барона Мюнхаузена, его все очень любили, он был с кучей веселых трюков.

Сперва в нашем театре играли и дети, и взрослые. Потом нас стали везде звать, и пришлось разделить взрослые и детские труппы. Но все равно, состав не мог быть только взрослым: в Мюнхаузене есть роль, которую только ребенок может сыграть. Это роль бешеной шубы: если выбежит взрослый, то все просто умрут со страху. Бешеная шуба бегает по залу, кусает зрителей, все начинают визжать, смеяться.

Кукольный театр. RG

Ну а потом дети окончили школу, и театр снова стал семейным. Мои трое детей и я, и друзья, конечно, помогают.

«Театр дома». Выпуск 7. Мастер-класс от актрисы Дарьи Сарычевой

— Какие спектакли сейчас в вашем репертуаре?

— Сейчас мы показываем четыре спектакля. Это сказки по мотивам Андерсена, «Пастушка и Трубочист» и «Соловей», в этих спектаклях участвуют самые разные куклы: часть сцен объёмные куклы, а часть — теневой театр. Потом рождественский спектакль «Мишка и Рождество» — сочетание вертепа и святочного рассказа, тоже с объёмными куклами и теневым театром, очень трогательный. И вот «Возвращение дракона», история, разыгранная исключительно марионетками.

— Почти во всех спектаклях у вас действуют марионетки. Почему именно к ним такой большой интерес?

— У нас вообще-то есть куклы самых разных систем, но марионеток действительно больше. Не знаю, почему. Вообще-то считается, что это самая сложная кукла. Они, по-моему, очень трогательные, ходят слегка подпрыгивая – походка у них такая. Такие немножко странные обитатели нездешнего мира. Марионетка была любимой игрушкой философов всех времён и народов – Господь ведёт человека по жизни, как кукольник водит марионетку.

— А где можно увидеть спектакли вашего театра?

Из чего мы сделали актеров в наш мини-театр из коробки

— Есть эко-стильный семейный клуб, «Прекрасная зеленая», на Третьяковской, очень симпатичное вальдорфское место, где продаются одежда и игрушки из натуральных материалов. Там мы иногда играем.

Есть «Кукольный дом» — музей кукол Ольги Окуджава, наша любимая площадка. Выступаем также в Дома культуры «на Петровских линиях», в семейном центре «Огогород».

Еще у нас есть свой подвальчик, где только мы играем, на улице Дмитрия Ульянова, 4, корп.1, с прелестным названием «Красный уголок».

Ну и, конечно, нас часто зовут, и мы делаем выездные спектакли – просто у людей в домах.

Ближайшее выступление театра:
Спектакль «Соловей»
11 февраля, в субботу, в клубе «Прекрасная зеленая», в 12 часов дня.
Стоимость билета 500 рублей.

✂ Перчаточная Кукла-варежка своими руками для детского театра. Поделка кукла-варежка в детский садик

Адрес: Малая Ордынка ул., д.5/6, стр. 1
Телефоны: (495) 953 85 77, (495) 959 527

letidor

  • Add to friends
  • RSS

Сайт для всей семьи

текст: Ксения Проценко
фото: из архива Саши Луняковой

Курс актерского мастерства | Мастер-класс Айрат Ахметшин

Театр в целом и кукольный в частности чаще всего ассоциируется с большими помещениями, вестибюлями, раздевалками, театральными кассами и буфетами и, главное, большой труппой артистов. Театр Образцова или, скажем, «Волшебная лампа» у всех на слуху и пользуются заслуженным успехом.

DIY Кукольный театр своими руками из картонной коробки. Куклы для кукольного театра для детей.

Мне хочется поделиться с читателями «Летидора» своим открытием: существует множество камерных кукольных театриков. В них часто один или два, от силы пять актеров; у них нет своих помещений, и они кочуют по разным клубам, ресторанам, семейным центрам. Лучшие кукольные театры Москвы показывают свои спектакли в выходные дни в центрах «Огогород» (на Тульской, в Кунцево и на Мичуринском проспекте), в ресторане «Турандот», в проекте ОГИ на Чистых прудах (каждое воскресенье в 12 утра). Они совершенно не похожи друг на друга, общее только одно – их спектакли нравятся детям. И несколько грустный аспект: информацию про многие из них приходится собирать по крупицам.

Чтобы исправить это упущение, я собираюсь рассказать про самые яркие театры в этом сонме. Начнем с «Театрика Саши Луняковой».

Саша Лунякова – художница, и ее театр – именно что театр художника, с невероятно рафинированными и утонченными визуальными образами. Куклы, декорации, реквизит, все сделано с налетом старины, в изысканной цветовой гамме и с тонким юмором. Кажется, что пожарнику-марионетке, по крайней мере, лет сто – и вдруг замечаешь, что его пожарная каска не что иное, как срезанная верхушка пластиковой бутылочки. Любой спектакль – настоящее произведение искусства, со множеством планов и смыслов, так что взрослые зрители могут получить от просмотра едва ли не большее удовольствие, чем дети.

Деятельность кружков и клубов

— Как вам пришла в голову идея заниматься театром кукол?

— Я училась в театральном училище, на театрального художника. И всегда делала кукол. Кукла, вообще-то говоря, — это магический предмет. Это отношение к кукле идет из глубокой древности. Куклы – дело очень серьезное, и об этом много написано.

Но я люблю кукол не поэтому. Мне кажется, просто некоторые люди рождаются кукольниками. На кого сверху упало, тот этим и занимается.

А потом, когда появились дети, то мне захотелось, чтобы у них был такой театр, как был у многих людей, скажем, в девятнадцатом или восемнадцатом веке, когда было модно, чтобы был домашний театр кукол.

— Как ваше увлечение куклами переросло в театр?

— В училище бы факультатив такой, театральные куклы, и там я сделала первую марионетку — скрипа Моисея. Потом, уже с детьми, я соорудила ещё несколько марионеток, просто так – дона Карамбу и Ксению Бомбееву. Это были самые-самые первые марионетки, и они просто висели, с ними ничего не происходило.

Мастер-класс: «Изготовление театральной куклы из бумаги»

А потом, когда дети немного подросли, Федору было четыре года, а средней Машеньке — два, а Наташи еще не было на свете (она сидела у меня в пузе), мы с Федором для Маши, для одного зрителя, разыгрывали спектакль в шкафу. Это были русские сказки. Куклы были перчаточные, конечно, самодельные, очень теплые и домашние. Федору очень нравилось в этом участвовать, он говорил все время: «Пойдем репетировать, Маша же ждет».

Это все происходило на даче. И потом наши друзья и соседи (у нас там было общество очень симпатичное) сказали мне очень строго: «Когда мы наконец будем делать марионеточный спектакль? У тебя марионеток уже так много накопилось». И вот мы собрались все вместе и стали писать какие-то дикие сценарии. Получилась мыльная опера, с очень смешными названиями. Первая серия называлась «Обретённая дочь, или раскаяние дона Карамбы». Следующая: «Тайна поющей жемчужины, или дон Карамба раскаивается вновь». Персонажи были одни и те же, но к ним все время прибавлялся еще кто-то, приходилось делать по две-три куклы для каждого нового спектакля. Последняя серия была «Возвращение дракона», и вдруг выяснилось, что она не только нам интересна, а и еще кому-то. Так получился первый серьезный спектакль.

Онлайн-проект «Кукольный театр своими руками»: мастер-класс по изготовлению кукол

Дальше мы поехали на какой-то фестиваль, и там нас почему-то полюбили французы и позвали работать на фестиваль в Париж. Это был фестиваль арт-терапевтический. И они хотели, чтобы марионетки там были одним из направлений терапии. Я для них сделала две марионетки – А.П. Чехова с женой Ольгой Леонардовной. Они были главные персонажи спектакля, которые мы совместно делали в Париже.

Театр марионеток «Деревянная лошадь». Марионетки Кощевского (2015)

Потом все перекочевало в школу, в которую ходили мои дети. Это была школа «Ковчег», она раньше была совершенно замечательной. В «Ковчеге» уже было три кукольных театра, а еще там работал один мой приятель, Миша Милль. С ним стали ставить спектакли марионеток. Так что наш театр был четвёртый и назывался он «Глупая лошадь». Первый спектакль был про барона Мюнхаузена, его все очень любили, он был с кучей веселых трюков.

Сперва в нашем театре играли и дети, и взрослые. Потом нас стали везде звать, и пришлось разделить взрослые и детские труппы. Но все равно, состав не мог быть только взрослым: в Мюнхаузене есть роль, которую только ребенок может сыграть. Это роль бешеной шубы: если выбежит взрослый, то все просто умрут со страху. Бешеная шуба бегает по залу, кусает зрителей, все начинают визжать, смеяться.

Ну а потом дети окончили школу, и театр снова стал семейным. Мои трое детей и я, и друзья, конечно, помогают.

Маша и Медведь в цирке! (2014)

— Какие спектакли сейчас в вашем репертуаре?

— Сейчас мы показываем четыре спектакля. Это сказки по мотивам Андерсена, «Пастушка и Трубочист» и «Соловей», в этих спектаклях участвуют самые разные куклы: часть сцен объёмные куклы, а часть — теневой театр. Потом рождественский спектакль «Мишка и Рождество» — сочетание вертепа и святочного рассказа, тоже с объёмными куклами и теневым театром, очень трогательный. И вот «Возвращение дракона», история, разыгранная исключительно марионетками.

— Почти во всех спектаклях у вас действуют марионетки. Почему именно к ним такой большой интерес?

— У нас вообще-то есть куклы самых разных систем, но марионеток действительно больше. Не знаю, почему. Вообще-то считается, что это самая сложная кукла. Они, по-моему, очень трогательные, ходят слегка подпрыгивая – походка у них такая. Такие немножко странные обитатели нездешнего мира. Марионетка была любимой игрушкой философов всех времён и народов – Господь ведёт человека по жизни, как кукольник водит марионетку.

— А где можно увидеть спектакли вашего театра?

— Есть эко-стильный семейный клуб, «Прекрасная зеленая», на Третьяковской, очень симпатичное вальдорфское место, где продаются одежда и игрушки из натуральных материалов. Там мы иногда играем.

Есть «Кукольный дом» — музей кукол Ольги Окуджава, наша любимая площадка. Выступаем также в Дома культуры «на Петровских линиях», в семейном центре «Огогород».

Еще у нас есть свой подвальчик, где только мы играем, на улице Дмитрия Ульянова, 4, корп.1, с прелестным названием «Красный уголок».

Ну и, конечно, нас часто зовут, и мы делаем выездные спектакли – просто у людей в домах.

«Машенька и медведь» в театре кукол

Ближайшее выступление театра:
Спектакль «Соловей»
11 февраля, в субботу, в клубе «Прекрасная зеленая», в 12 часов дня.
Стоимость билета 500 рублей.

Семья пальчиков Маша и Медведь Оригами из бумаги 折り紙 Origami

Адрес: Малая Ордынка ул., д.5/6, стр. 1
Телефоны: (495) 953 85 77, (495) 959 527

Yelly
Мастерим артистов домашнего театра. Перчаточные куклы Маша и Миша